Музей Мурманского Морского Пароходства
Июль 2013 г.
Далеко не все слышали о Мурманском Морском Пароходстве. Зато каждый знает о двух вещах, непосредственно с ним связанных:
Северный Морской Путь и атомные ледоколы.
В Мурманске у пароходства есть небольшой, но очень уютный и содержательный музей. (ул. Володарского, д. 6). Мы его с удовольствием посетили, рассмотрели многочисленные экспонаты и послушали очень интересную и душевную экскурсию.
Прежде всего в музее бросаются в глаза прекрасные модели судов арктического плаванья со скрупулёзно выполненными мельчайшими деталями.
Ледокол Киев был построен в Финляндии по заказу СССР. Ледоколы этого типа были самыми мощными из неатомных и отлично зарекомендовали себя в Арктике.
Контейнеровоз Валя Котик немецкой постройки.
Ледокол Северный Ветер американской постройки. Был передан СССР по Ленд-лизу в 1944 году. В 1951 году возвращён США и продолжал службу в Арктике в качестве военного ледокола.
В музее подробно раскрыта тема освоения Северного Морского Пути с самых первых, героических навигаций. В доатомную эру энерговооружённость и тоннаж судов не позволяли надёжно и рутинно ходить по Северному Ледовитому океану.
Да и потом всё было не просто. Льды коварны и за бортом и на борту.
Первый атомный ледокол Ленин начал работать в конце 1950-х годов. Наконец Северный Морской Путь стал надёжной дорогой вдоль северного побережья России. Атомные ледоколы были красой и гордостью всей страны. Их изображения можно было видеть в журналах, на открытках и почтовых марках.
На новое, непривычное судно не очень хотели идти служить бывалые моряки. Первым его капитаном стал Павел Акимович Пономарёв, опытный ледокольщик, участвовавший в проектировании «Ленина». Чтобы лучше видеть ледовую обстановку, он практически все вахты простаивал на открытом мостике. В результате обострились старые болезни, и после двух навигаций Павел Акимович ушёл на пенсию.
Вторым капитаном ледокола стал Борис Макарович Соколов. Он прослужил вместе с ледоколом всю его долгую арктическую жизнь. В 1990 году «Ленин» закончил плаванья и стал музеем. Борис Макарович оставался капитаном судна и проводил экскурсии по нему, считая, что он может рассказать о ледоколе лучше всех.
Встреча Ермака и Ленина - символ смены поколений ледокольного флота.
С ледоколом Ермак случилась ужасная, дикая история, просто не укладывающаяся в мозгу. Когда он закончил свою работу в Арктике, пароходство готово было сделать его музеем или стационарной электростанцией. Но судно у пароходства забрали и для простоты утилизации сожгли прямо на рейде Мурманска. Говорят, что весь город плакал, глядя на гибель Ермака.
В начале 1970-х годов построен атомный ледокол Арктика. Он был гораздо мощнее Ленина. Его возможности позволили дойти через льды до Северного Полюса.
С тех пор и по настоящее время в нашей стране практически непрерывно строятся новые атомные ледоколы, всё более мощные.
Кроме экспозиции, непосредственно связанной с пароходством, в музее мы с удивлением обнаружили оригинальную картину Н.К. Рериха «Поморяне. Вечер», написанную в 1907 году. Это ранний Рерих. Видимо тогда художник ещё не открыл для себя Тибет. Картина хранилась в частной коллекции и перекочевала в неизбалованный искусством Мурманск стараниями руководства пароходства. Несмотря на неидеальное музейное освещение, похоже, что у меня получилась лучшая в Рунете репродукция этой картины.
Музей расположен в красивом послевоенном здании.
Традиционно для такого рода заведений у дверей стоит якорь.
По общему настроению музей напомнил мне постоянно-действующую выставку «Морской флот СССР», на которой я часто бывал в детстве. Надеюсь, что у мурманского музея впереди долгая и счастливая жизнь.