Дмитрий Парамошин
Cплав по Керженцу
15-27 августа 2017

День 1

Всю ночь и утро ехали на большом автобусе от Москвы до берегов Керженца. Спали урывками: дорога была плохая и автобус потряхивало. Остановились мы у поселка Хахалы (одного из немногих оплотов цивилизации в округе). Река встретила нас низкими серыми облаками, дождем и сыростью. Быстро перетаскали вещи из автобуса на берег и начали собирать байдарки.

Дождь из моросящего постепенно перешел в сильный, а потом и в ливень, так что грузили лодки уже под дождем. Мой «Викинг» собрался одним из первых. Догрузил в него вещи и отплыл. До места заброски часть группы добирались поездом. «Поездовики» должны были приехать вечером. Поэтому двухместную лодку я вел в одиночестве.

Дождь прекратился, но хвойный лес по обеим сторонам реки стоял темно-зеленой мокрой стеной. Серое небо отражалось в бурой от торфа воде, тишину прерывали только звуки с удаляюшегося моста. Впереди меня шел только дядя Андрей на надувной «Щуке», вскоре я увидел его серебристое весло, оно мелькало где-то в километре. Но я греб на легкой «двушке», Андрей же вел тяжелую и длинную «трешку». Вскоре я догнал его, и мы погребли вместе высматривая стоянку. Река плавно заворачивает влево, но потом начинает вилять между песчаными мысами. На одном из них мы и находим стоянку.

Наша группа в этом году велика, как никогда: 7 байдарок и 9 палаток. Но места на поляне хватает. Вскоре нас догоняют остальные лодки, вышедшие позднее. С одобрения командора занимаем стоянку.

В сосняке здесь глухой подлесок, ничего интересного в окрестностях лагеря нет. По удивительному, ставшему уже какой-то традицией, «везению» Первыми дежурит на кухне наша «подростковая» группа. На сыроватых дровах разводим костер, сушимся и кипятим бурую, похожую на жидкий чай воду. Выглядит она странно, но торфяная крошка в ней абсолютно не опасна, и вода вполне пригодна для употребления.

Когда с обедом покончено, я отправляюсь на берег с удочкой. В реке плещется кто-то крупный. Но, проведя пару часов на берегу, я никого не ловлю, а уже пора идти раздувать огонь и кипятить каны к ужину. Вскоре нас находит Лапинская «Щука», теперь вся группа в сборе. У костра сидим не долго: все плохо спали минувшей ночью.

День 2

Сегодня проснулся от жары в палатке. Вчера весь день было пасмурно и сыро, а сегодня светит яркое солнце. Палатку я ставил на откосе, и солнце равномерно поджаривало весь борт тента с самого восхода.

Быстро готов завтрак, собираемся быстро, выходим рано. В 10 часов мы уже на маршруте. Река мелеет, появляются островки и отмели, которые хорошо видно на солнце. В русле много поваленных деревьев, временами слышится шуршание и скрежет очередной ветки по дну лодки. Несколько раз садимся на песчаные мели, но быстро снимаемся со всех.

На перекус пристаем к широченному песчаному пляжу, тянущемуся вдоль поворота реки. Вся группа купается. Я слегка простыл на вчерашней погрузке и в водных процедурах не участвую. Идем еще несколько часов, пока не находим хорошую стоянку. Сегодня прошли около 20 километров (наша средняя дистанция перехода за этот поход).

Стоянка просто огромная и очень ровная. Все окрестности — чистый ельник с редким подлеском, гулять по такому одно удовольствие. Река спускается к воде плавно, у воды песчаный пляжик с заливом и глубокими местами. За этими «пирсами» необычайно удобно разгружать лодки, набирать котлы, купаться. В воду выдается тонкая коса. А до середины реки идет мель. Завтра обязательно нужно походить по окрестностям.

День 3

Встал в 6:20, августовское утро встретило прохладой, да такой, что пришлось надеть две толстовки под штормовку. Ночи стоят прохладные. Делать особо нечего, тихо наломал веток для костра, вскипятил воды, заварил чай и пью его с припасеным сухарем. Погода снова отличная, воздух быстро нагревается. Часам к восьми поднимаются все наши. Готовят завтрак.

Собираю вещевой мешок и иду на прогулку по окрестностям, беру с собой котелок. Недалеко от лагеря нагоняю Надю, которая ушла чуть раньше. Судя по картам, неподалеку есть деревушка, идем к ней. Около старых деревень можно найти полудикие плодовые деревья и набрать яблок для всей группы (фрукты в походе — роскошь). Пока идем по лесу, натыкаемся на дары природы: чернику, бруснику, малину и лисички. Особенно много черники - набираем полный котелок и крышку. Собираем и пакетик лисичек.

Доходим до деревеньки, домов совсем немного. Сельпо нет, яблонь тоже, зато есть приличный малинник. Проходим деревню насквозь и обходим ее полукругом. Возвращаемся в лагерь. Там берем удочки и идем ловить рыбу с поваленных в реку бревен, в километре от лагеря. К сожалению, крупную рыбу мы распугали, когда взбирались на эти плавучие стволы. Но кое-что все-таки клюет, возвращаемся в лагерь с небольшим уловом. Зато тут Саша поймал щуку, и рыбы становится вполне достаточно. На ужин сегодня блины с толчеными ягодами и жаренная рыба - дары природы.

Всей группой долго сидим у костра, смотрим в огонь, поем кое-что из походных песен.

День 4

Встали довольно рано, вышли на маршрут в 10:25. Река теперь вьется змеей через темно-зеленую массу леса. Всюду по берегам песчаные откосы. Берега крутые и достаточно высокие. Из-за этих откосов в реке тьма старых и новых коряг. Они часто скребутся по дну лодки, и кажется, вот-вот продерут плотную тезу дна и вода хлынет через рваную дыру в днище. Но этого не происходит, лодка проламывает тонкие веточки, тянущиеся к ее дну. Киль часто трется о песок дна реки, садимся на мели и вылезаем из лодки. Ведем ее «в проводку». Наш «Викинг» и «Щуки» легко проходят над мелями, а вот тяжелым «Тайменям» можно только посочувствовать — они садятся на отмели вдвое чаще, чем мы. Берега очень живописны. Вокруг бессменная тайга, над нами синее высокое и чистое небо. Стволы сосен кажутся бронзовыми, в ярком свете солнца, а над ними будто бы парят изумрудно-малахитовые шапки хвои. А с песочно-желтых откосов свешиваются ковры темного мха, посыпанного желтыми иголками хвои. К полудню завалы усиливаются, реку почти полностью перегораживают коряги, отмели и островки. Приходится постоянно табанить, лавируя между препятствиями.

Выплываем к деревне, перекусываем. Часть наших идет в деревню, пополнить запасы хлеба и посмотреть местный музей о заповеднике, тянущемся ниже по течению. Я остаюсь сторожить лодки. Остальная часть группы плывет дальше. Встаем на стоянку уже под вечер, стоянка отличная, как и все, что попадались нам до этого. Русло реки около стоянки сплошь завалено бревнами, поэтому приходится совершать крутой разворот, чтобы пристать к берегу, минуя течение и завалы. Вечером осматриваю окрестности, и нахожу несколько горстей лисичек. Грибы есть, хотя последний дождь давно прошел.

День 5

Сегодня дневались. С самого утра мы с Надей снова ушли в радиалку. Лагерь окружает сосновый лес, а за ним кольцо болот и озер - старица реки. Именно она не дает проложить к реке дорогу и обеспечивает заповедность этих мест. Но наша цель на сегодня — прорваться за кольцо болот и выйти на «материковую» сушу. Вначале мы шли хорошо, но потом подлесок стал сгущаться, сосны уступили березам и осинам, елям. Продираться через это переплетение ветвей довольно сложно. Но вскоре отступают и они, перед нами болота. Карта, которую мы взяли с собой, сильно устарела, старица постоянно менялась. По карте мы то идем по воде, то проваливаемся в болото на ровной полянке. Но, зная общее направление, нам удается преодолеть старицу, пусть и не с первого захода.

Выходим на «материк». Тут истинно северный лес: толстый узорчатый ковер белого и зеленого мхов, сосенки. И целые «стаи» лисичек. Мы набрали два мешка, прошлись по лесной дороге, идущей вдоль болот, вышли к реке. Заложили приличный крюк, чтобы обратно вернуться вдоль реки, минуя болота. В особенно глубокой яме у дороги находим «сталкерский артефакт»: обрывок автомобильного троса с крюком, видимо, кто-то серьезно застрял на этих болотах и не сразу смог выбраться. Сей артефакт мы забираем, будет украшать чалку на лодке.

Возвращаемся в лагерь. Вдохновившись нашим результатом, вся группа идет в лес за грибами. Но ничего не находит, за топи они не пошли, а до болот мы с Надей все собрали.

На ужин жарим наших лис. И еще долго сидим у огня, смотрим на закат, с нашего откоса вид просто отличный! Солнце медленно опускается за стену тайги на горизонте и тонет в бурых водах реки, озаряя окрестности розовато-оранжевым светом.

День 6

Сегодня шли. Нам, как самой первой байдарке, выдали рацию, и мы бодро ломанулись вперед, река постепенно становится более ровной, по левому берегу тянется заповедник, оканчивающийся замечательным плакатом: «Берегите природу - мать вашу», тире искусно спрятано, что придает лозунгу двусмысленное значение

«Викинг» вырывается на широкий плес, ветер дует точно со стороны носа, есть даже небольшие волны. Выгребаем против этого ветра 2-3 километра и в конце плеса, за поворотом реки, на мысе, ждем остальные наши лодки. Разводим костер. Пытаюсь вызвать остальных по рации, но в эфире тишина. Так проходит около получаса, нас нагоняют экипажи «щук». «Тайменей» они тоже не видели. Ждем еще час, но отставших так и не видно, постоянно пытаюсь связаться с ними по рации, но в эфире только шумы. Рация плохо работает за поворотом реки, поэтому сталкиваю «викинга» в воду и плыву обратно на плес. Когда я выгребаю туда, в другом конце плеса мелькает что-то блестящее. Это весла наших «тайменей»! Только тут пробивается сигнал рации, через шумы я успеваю расслышать:«….. Пропоролись….. Ждите... », и рация снова замолкает. Возвращаюсь к месту остановки, сообщаю остальным новости. Еще через полчаса о песок берега скребутся носы отставших байдарок.

Оказалось, пропоролась на какой-то коряге байдарка Мещеряковых, произошло это почти сразу после отплытия, все это время они клеили лодку. Быстро перекусываем, и идем дальше. Выяснилось, что отмахали мы с Надей больше, чем предполагалось изначально пройти до обеда, поэтому идем не долго, быстро доходим до стоянки.

Вся стоянка находится на песчаном откосе, песок везде. Деревьев всего несколько штук, и тени почти нет. Ставим палатки прямо на этот песчаный «матрас».

Вечером, с наступлением сумерек, из леса налетели тучи комаров. Они роились вокруг каждого, облепляли руки и лицо, некоторые ухитрялись прокусывать брезент штормовки. Большинство наших попрятались по палаткам. Оставшиеся (я в их числе) сгрудились у огня, вернее у дыма. Натянули шляпы, подняли воротники и терпели комариные атаки. Сколько их там было! Наверное, поднялись с болот. Но, к счастью, часам к 10ти вечера они исчезли без следа. Жара спала, горячий песок остыл, на небе брызнули звезды. Я вышел на откос, лег, закинув руки за голову и долго лежал, глядя в небо, высматривая знакомые созвездия, выдумывая свои. Здесь не было света городов, ведь в городе звезды не те, что здесь. Тут мириады звезд рассыпались по иссиня-черному небу, аркой стоял млечный путь, тихо потрескивал костер. Казалось, ничего нет в окружающем мире, остались только звезды и черная стена леса под черным небом.

Когда я шел к своей палатке, мне показалось, что звезды горят в лесу. Удивившись, я подошел поближе, оказалось, что это светлячки. Белые звезды горели над лесом, а зеленовато-голубые светились прямо тут, на земле. Я никогда не видел столько светлячков в одном месте.

День 7

Сегодня дневались, мы заступили на дежурство по кухне. Укрытия от солнца нет, лес густой да и дежурить надо. Поэтому делаю себе убежище от солнца по пустынному образцу: в откосе вырываю яму, накрываю ее плащ-палаткой, засыпаю песком. На некоторой глубине песок прохладный и влажный, тут приятно пережидаю полуденное солнце. Часть группы переправилась на другой берег и ушла на разведку. Оставшиеся купались и играли в карточные игры, взятые с собой.

Так и сидели до вечера. А вечером завхоз выдал муку и сказал: «Вот ваши блины». В итоге, мы жарили блинчики, процесс очень веселый: нас больше 20ти человек, каждому нужно по 3 блина, из несложной математики следует, что нам нужно было испечь больше 60ти блинов (это почти целых 6кг теста). Жарили всей сменой. Особо хочется отметить «блинный подвиг» Ани: она продолжала жарить, невзирая на тучи налетевших комаров. Блины получились отличные. Потом еще долго сидели, пережидая налет комарья и глядя в огонь. А когда тучи насекомых отлетели, мы достали гитару и Андрей сыграл много хороших походных песен, мы подпевали как могли. Смотрели на звезды, я показал всем остальным светлячков, правда, их напугал свет фонаря, и так ярко они больше не светили.

День 8

Сегодня шли, мы опять вышли первыми, нам снова дали рацию. Сказали, что ориентир на сегодня — старая пожарная вышка. Шли бодро и не заметили ее, остановились за небольшим перекатом и ждали остальных. Батарея в рации села, но мне успели передать, чтобы возвращались. Вышку мы проскочили, не заметив. Выгрести против перекатов мы физически не могли: вода бежала очень быстро, обтекала камни, прекатываясь по каменным грядам на дне. Тогда мы взялись за чалку и принялись вытягивать байдарку против течения. Вода сначала доходила до колен, но в перекате она поднялась до пояса, течение неслось на нас, так что идти было трудно, а ведь нужно еще волочь за собой лодку… В общем, до наших было метров 800 вверх по течению, когда мы плыли, мы пролетели их за несколько минут. Тянули же лодку мы около получаса! В одном месте вода дошла до горла и идти по скользким камням стало просто невозможно. Я шел, но оставался на одном месте, скользя назад по камням. Пришлось выползать на отмель и идти вдоль берега.

Когда мы добрели до своих, все были на пожарной вышке. Я к ним присоединился. Над окрестными лесами возвышалась старая и ржавая вышка, раньше ее использовали для наблюдения за возможными пожарами, вид с нее на многие километры окрест. На самый верх вела узкая, открытая лесенка из ржавой арматуры, было страшновато, именно когда лезешь по такой лесенке, очень надеешься, что сварщик знал свое дело. Высота метров 30, и лес с нее видно далеко, только тайга и извилистое русло реки. Потом шли до самой стоянки, нигде не вылезая. Откосы стали еще круче, берега выше. Вечером играли в «контакт».

День 9

Дневались, погода стояла хорошая. Пошли в радиалку по окрестностям лагеря. Шли вверх по течению, по азимуту, без дорожек. От лагерного сосняка вышли в березовый бор. С подлеском из высоких папоротников, интересный контраст. Все хорошо, но пауков в этом лесу много, через несколько метров висят огромные паутины, под стать их создателям. Окрестили мы этот лес «паучьим». Местами попадались целые кусты, облепленные паутинами, похожими на паруса.

Сделав крюк, мы зашли на пояс болот (старицу). Тут болота гораздо капитальнее, чем раньше. Я шел впереди, промеряя дорогу по кочкам, одна из них оказалась не кочкой, а пучком травы. Я этого, естественно, не знал и провалился по пояс в болотную воду, едва не упав. Дальше двигались только по поваленным деревьям, благо, их тут много. Когда мы перебрались через болото, то просто отжали носки, вылили воду из кроссовок и двинулись дальше. Мы хотели обойти озеро, обозначенное на карте, и вернуться в лагерь. После болот вышли в сосновый бор, с правой стороны лежало озеро. Мы двигались вперед. Но дорогу нам преградил овраг, залитый водой (возможно, часть старицы) обойти его не было возможности, оставалось только форсировать. Нам удалось найти поваленную ветром березу, проблема была только в том, что она лежала не на земле, а на остатке ствола, в конце нужно будет прыгать на землю, да и бревно, не факт, что прочное. Но лезть в болото ну очень не хотелось, и мы попробовали. Надя перешла просто шагом. Я переполз, так проще и безопаснее. Береза выдержала! Она упала тут очень удачно. Мы возвращались в лагерь, шли не долго, по азимуту.

Вернувшись в лагерь мы стирались, мылись, после этих болот. Вечером пели хором у костра, играли в «Данетки».

День 10

Утро встретило нас бодро: мелким моросящим дождем по тентам палаток, низким небом серых облаков. Под изморосью мы собрались и вышли на реку. Река сильно расширилась, появились крупные островки, длинные мели, капитальные завалы из бревен у берегов. Из-за дождя на поверхности воды выросли грибки от капелек.

Мы снимались с мелей раза четыре. Так шли километров 10, подождали остальных и перекусили на неплохой стоянке. Сегодня кончился весь хлеб, перешли на галеты. Под тем же серым потолком неба, но без дождя, идем еще несколько часов. Весь мир стал серым небом и зеленым лесом, желтым песком. Доходим до пустой и ровной поляны на берегу реки, в соснах, большая поляна, толстый слой мха, ландыши. В реке, у берега, множество коряг. Это наша крайняя стоянка до антистапеля.

День 11

Сегодня дневались, ушли в рейд за брусникой, которую видели недалеко от лагеря. Вдруг в лесу ее еще больше?

Лес тут удивительный: синевато-зеленый мох, черно — зеленые сосны и ели, можжевельник. Нашел один большой, уже умерший ствол можжевельника, отпилил себе два бревнышка и привантовал к рюкзаку (потом смастерю что-нибудь). И мы тронулись дальше. Это, наверное, первая из стоянок, к которой подходит видимая дорога от автомобиля, хотя пользуются ей очень редко. Дорога уходит все дальше в лес, мы идем по ней, отходя в сторону, чтобы собрать бруснику. Я набрал полный котелок. Отходим все глубже и глубже в лес, дорога поворачивает, виляет и опускается в овраги. По моим представлениям о направлении, мы двигались к лагерю, начались какие-то завалы, бурелом, болота, сгустились тучи. Перелезали через эти завалы, брели вперед, думали, что идем в лагерь, забрели в какую-то глушь. Дорога плавно кончилась, и перешла в откровенное бездорожье. Брели все дальше. За спиной болтался рюкзак с двумя бревнами можжевельника, но я не собирался их просто бросить, нес и нес. Должны были давно выйти к лагерю, или услышать хотя бы звуки лагерной жизни, но деревья все смыкались перед нами стенами, все теснее обступая нас в полном безмолвии… Лес смыкался в огромный зал, держащийся на колоннах деревьев. Ноги проваливались в мягкий мох по щиколотку. На этом ковре росли черника, брусника, а в одном месте мы наткнулись на кустики голубики. Когда прошло четыре часа нашего непрерывного движения, я начал что-то подозревать. До меня начало доходить: мы движемся не в ту сторону. Мы должны были уже замкнуть полный круг и вернуться в лагерь, но направление в лесу — штука обманчивая. Я вынул компас и стал вспоминать карту (которую как на беду оставил в лагере).

Согласно моим представлениям, мы шли на восток, каковы же были мои удивление и недоумение (смешанное с паникой), когда оказалось, что мы все это время шли на запад (в противоположную сторону). Нужно было идти обратно, в лагере уже, наверное, начинали волноваться. Мы двинулись обратно, но через завалы лезть сил уже не было. Медленно, постоянно сверяясь с компасом, пошли обратно.

Когда мы обходили все эти завалы, мы случайно вышли к реке, и для надежности пошли по ее берегу, так точно не потеряемся. На берегу росла бордовая и сладкая брусника, она и составила нам обед. Берег был достаточно чист, но временами мы проходили через полосы буреломов, заросли кустов. Перепрыгивали с разбега ручьи-притоки. Так мы шли до вечера, река здесь делала большой крюк и мы вместе с ней. В лагерь пришли вместе с жидкими сумерками. Набросились на оставленные нам пайки. Успокоили всех, кто остался в лагере, дождались возвращения группы, выдвинувшейся на наши поиски.

Обсушились у костра. Я обстругал можжевеловые поленья от коры. Очень устал, мы бродили под дождем около 6ти часов. До самой полуночи пели походные песни. Спели прощальную песню, и разошлись по палаткам.

День 12

Сегодня последний день похода. Вот так всегда, только привыкнешь, войдешь во вкус походов, и лето кончается. Вышли рано, шли быстро, обгоняли рафты, идущие откуда-то с организованной группой. Скоро впереди замаячили опоры моста, и дорога, где нас должны были подобрать. На пляже у моста, мы вытащили «Викинга», «Щук», «Таймени», помыли их, разобрали и высушили. До самого вечера сидели на собранных тюках. Автобус забрал нас только вечером. Он остановился на шоссе, и мы перекидали в него вещи меньше чем за три минуты (стоять было запрещено). В последний раз блеснула река оранжевым солнцем, и ее скрыли деревья, проносящиеся за окном автобуса. Спасибо Керженец! Это был просто отличный поход, интересный, и богатый на приключения! Спасибо нашей команде. Читайте керженецкий дневник Алексея Лапина!