«Эта история произошла в одном из горных районов. Не буду говорить в каком, иначе другие горные районы могут обидеться, а ведь там могла произойти точно такая же история…»

Кавказ в ноябре. Записки замыкающего

На этот раз иду в поход с большой группой школьников. Как хорошо, что не я управляю этой огромной ордой. Мне досталась роль замыкающего. В посёлке попадаются оригинальные сооружения в стиле «Настоящий кавказскый сакля».

А дальше дорогу украшают антикварные трактора лесозаготовителей.

Горы испугались криков и беготни наших туристят и пытаются спрятаться за туманом. Тропа идёт долиной небольшой речки. Её русло и берега сложены красивыми слоистыми осадочными породами. Они будут сопровождать нас весь маршрут.

Несколько раз переходим речку, где вброд, где по шатким старым мостам. Кабаны, медведи, горные орлы и вся прочая живность в ужасе бросается от нас врассыпную, поэтому на долю замыкающего остается только рассматривать горные породы и растения. Цвет камня по ходу маршрута постепенно меняется от тёмно-серого к красивому и яркому жёлтому, а потом до ослепительного белого.

Из растений нас первыми радостно встретили старые знакомые – ворсовальные шишки. Местное население использует их для вычёсывания козьего пуха, отсюда и такое оригинальное название.

В лесу заметнее всего дубы. Они выделяются листьями, которые не спешат опадать.

На деревьях во множестве паразитирует омела. Её зелёные шары видны издалека. А вблизи можно рассмотреть необычные листики и ягоды, похожие на крыжовник.

На кустах гроздьями растут какие-то ягоды, но я их не смог определить. (Это оказалась бирючина. Спасибо Наташе.)

Зато однажды я нашёл заросли дикого физалиса. Он оказался зрелым и вкусным. Полакомились им вместе с приотставшими туристятами, которых я в это время погонял.

Среди опавших листьев красиво цветут голубые безвременники.

Однажды у тропы попался редкий для этих мест ягодный тис.

Это лето было очень засушливым, а осень не дождливая. Воды в речке едва хватает нам на компот.

Зато лужи на тропе стоят огромные, похоже, что они не просыхают годами, такой у них ядрёный цвет и запах.

День в ноябре очень короткий. Чаще всего мы встаём на рассвете и идём до темноты. Ужина засветло у нас кажется ни разу не было. Зато с дровами здесь очень хорошо. Можно было не брать топоры и пилы. На призывный клич дежурных народ быстро стаскивает к костру кучу хвороста. За это дежурные радуют нас быстрой, вкусной и обильной едой.

При таком напряжённом графике кто-то успевает ещё и читать.

Наш командор был на этом маршруте уже несколько раз. Поэтому он знает все стоянки наперечёт. Благодаря этому мы не тратим время на поиски и выбор, а сразу встаём на заранее намеченном месте. Впрочем, для замыкающего мучительные поиски стоянки всё равно не заметны. Когда я, всячески понукая отстающих, дохожу до лагеря, над жарким костром уже бурлят каны с едой.

Первая половина маршрута показалась мне не очень интересной в плане пейзажей. При некоторой фантазии можно было представить себя где-нибудь на юге Подмосковья.

Наконец мы обосновались на стоянке у основания нашей Горы. Завтра нам предстоит на неё подняться. На вечернем брифинге командор объявил о намерении уложить восхождение в первую половину дня. На всякий случай берём с собой дежурных и обед, но пользоваться всем этим будем только в крайнем случае.

А тем временем на лагерь тихонечко падает снежок, ближайшая лужа начала покрываться льдом.

Утром выходим по тропе, идущей круто вверх. Всё выше и выше. Тропа куда-то девается из-под ног. Идём траверс крутого скользкого склона. Даже мне из хвоста процессии ясно, что с дороги мы сбились и так ни до какой Горы не дойдём. Сползаем со склона к ручью и садимся передохнуть.

Достаю из рюкзака миску с ягодами от вчерашнего компота со словами: «Гуси, гуси! Га-га-га!..» Продолжения не требуется. Все туристята разом вскакивают и набрасываются на еду. Люблю, когда в походе хорошо кушают ;-)

У нас последняя попытка найти путь к вершине. Идём сначала по ручью, потом сворачиваем на очередную тропку, ведущую круто вверх. Командор говорит, что мы идём правильно. Действительно, скоро мы выходим на лесистый гребень, где устраиваем привал с костром. Дежурные варят обед. Первая группа идёт к вершине.

Посменно обедаем и водим детей на вершину. По пути нужно преодолеть кусочек опасного узкого гребня.

Но вот наконец и я на вершине. «Весь мир на ладони», как и обещано. Вокруг друзья и соратники. Ветер треплет мой флаг.

Спускаемся к костру, долизываем кан, засовываем в рюкзаки грязные миски и пустые бутылки от воды. Время поджимает. На этот раз я иду в авангарде.

Пока совсем не стемнело, надо успеть добраться до хорошей тропы. На пологих спусках почти бегу, на крутых стараюсь притормозить. Сзади слышу тяжёлый топот наших туристят. На одном из пологих участков тропа практически теряется. Но мне везёт, выскакиваю к крутяку с явной тропой и бегу вниз.

Дальше широкую набитую тропу освещает полная луна. Сзади на меня наваливается толпа туристят. До стоянки отсюда рукой подать. Кажется слышно, как Галя перемешивает в канах кашу.

Морозное утро. Нам ещё предстоит перевалить через Главный Кавказский хребет. К счастью половина продуктов уже съедена, рюкзаки стали полегче. Местность становится более живописной. Я снова иду замыкающим. Успеваю по дороге любоваться пейзажами и лакомится дарами природы: шиповником и яблоками.

На Кавказе золотая осень

За хребтом нас встречает речка побольше. Когда-то здесь кипела жизнь. Теперь остались только руины домов и мостов.

Над берегом реки слоистые горной породы образуют огромное зеркало, длиной больше 10 метров. Будь здесь заповедник или просто место подоступнее – зеркало наверняка считалось бы геологическим памятником.

Жаль, если такая красота пропадёт. А слагающие её породы наверно не прочные. По крайней мере, в других местах они трещиноватые и крошатся в руках.

Вообще реки я люблю больше, чем горы. Поэтому вместо следующего восхождения отпрашиваюсь у командора в радиалку по речной долине. Недалеко от нашей стоянки как раз расположены живописные прибрежные скалы. Со мной захотели идти несколько человек. Причём из туристят отпустили только пятерых самых дисциплинированных.

Нам очень повезло с солнечной и тёплой погодой и с маловодным годом. Долину горной реки мы увидели во всей красе.

Вода, камень и осенние листья.

И где-то очень высоко синее-синее небо.

Берега и дно реки сложены красивыми слоистыми известняками. Этот этап похода мне понравился больше всего.

В тот же вечер нас ждало ещё одно околоводное приключение. Дежурные, остававшиеся в лагере, нашли ручей с водопадами. Туда мы и направились после обеда. Узкий овраг на всём протяжении имеет заметный уклон. Вода по нему течёт очень шустро, размывает слоистый известняк, образует красивые сливы и заводи. Есть три настоящих высоких водопада.

В тёплую погоду здесь наверняка здорово купаться. Но нам достался ноябрьский предвечерний час. Поэтому мы наслаждаемся чисто визуально.

Наш поход заканчивается. Остался последний ходовой день по речной долине. Нам предстоит многократно переходить русло реки вброд. Сегодня я иду не замыкающим, а разведчиком. Задача: найти поворот на деревню дольменов, а после неё разведать путь к финишу без бродов. Командор говорит, что по бродам надо идти, не останавливаясь, иначе заморозим детей. А значит остановку для осмотра дольменов и обеда можно делать только с переодеванием в сухое, которое и должно остаться сухим до вечера.

Мы вдвоём с Галей вышли самыми первыми и энергично продвигаемся вперёд. Как по заказу день выдался тёплый и солнечный. Довольно скоро стало ясно, что сегодня мы никого не заморозим, даже если устроим праздник Нептуна.

От местных жителей мы знаем, что дорога к дольменам уходит влево и идёт через сад. В подозрительных местах мы останавливаемся. Галя варит кофе, а я, оставив рюкзак, проверяю дорогу. Но мои усилия не увенчались успехом. Я всего лишь увидел одиночный дольмен и услышал версию местного пасечника о том, что дольмены, это не захоронения и даже не доисторические ульи, хотя очень похожи, а древние хранилища информации.

В конце-концов мы дошли до места финиша, где Галя занялась приготовлением обеда, а я налегке пошёл навстречу нашей команде. Река здесь течёт по широким галечникам. Погода по-прежнему великолепна. Идти – одно удовольствие.

Долго-ли, коротко-ли, я встретил своих. Тут же случились двое местных жителей, которые и указали командору дорогу к деревне дольменов и дальше посуху к посёлку. Я снова встаю замыкающим и мы идём. Дольмены посмотрели, а вот верхней дороги так и не нашли. В результате проделали остаток пути с бродами, чему я очень рад.

Я впервые увидел дольмены (местные говорят «долмены»). По моему впечатлению, конечно это не ульи, а больше всего они похожи на капище.

Роли разведчика и замыкающего позволили мне рассмотреть дольмены без суетливых, шумных туристят. Хоть что-то понять в дольменах можно только наедине с ними.

По ходу дела я успел ещё и искупаться в речке.

Закрытие купального сезона получилось окончательным и не подлежащим обжалованию. На утро весь лагерь был покрыт толстым слоем инея, а вечером мы были уже дома.