Руль судна

От голл. roer. Устройство, служащие для удержания судна на курсе и его поворота. Обычно руль представляет собой гидродинамическую плоскость (перо), погружённую в забортную воду. Перо крепится к корпусу судно через поворотную ось. При отклонении пера руля от линии курса судна, возникает сила реакции, воздействующая через ось на корпус судна. При этом образуется вращающий момент, стремящийся повернуть судно вокруг оси, параллельной оси руля. У подвесного мотора аналогичный результат достигается поворотом гребного винта.

Для управления рулём служат: румпель – рычаг, непосредственно связанный с осью руля, штурвал и штуртросы – трансмиссии, передающие на руль управляющее воздействие, рулевое колесо (в быту часто называемое штурвалом) с которым непосредственно взаимодействует рулевой. На небольших судах устройство руля зачастую сводится к перу, оси и румпелю, заменяющему рулевое колесо. В этом случае рулевой должен размещаться на корме судна, в непоследственной близости от пера руля. Такого человека называют кормчим. На крупных судах поворот руля осуществляет следящий привод – электронное устройство, связанное с автопилотом или ручным контроллером, управляемым рулевым.

Руль судна характеризуется размерами пера, углом поворота пера, конструкцией (простой, балансирной, полубалансирной), формой пера (плоской или обтекаемой). От совокупности этих характеристик зависит создаваемый рулём вращающий момент на корпусе судна, связанный с управляемостью судна. Активный руль представляет собой совокупность гребных винтов, оси вращение которых не совпадают с курсом судна. Изменяя скорости и направления их вращения можно изменять курс судна или перемещать его на небольшие расстояния.

Руль туристической байдарки. Перо руля (на снимке в поднятом состоянии) может быть опущено в воду для приведения в рабочее состояние. Троссы используются для поворота руля вправо или влево. Фото Алексея Лапина.

На этом снимке виден руль судна в рабочем положении. Фото Дениса Ромодина.

Литература:

  1. Википедия.
  2. Усов В.Д. Рулевое устройство. Астрахань. Агентская фирма ФЛОТ. 2009.
  3. Бубнов А.П. Справочник молодого моториста-рулевого речного флота. М. Высшая школа. 1978.
  4. Харин В.М. Гидравлические рулевые машины: пособие для судоводителя. Одесса. Астропринт. 2007. ISBN 966-318-691-7.
  5. Сур П.С. Пособие для рулевых-сигнальщиков. М. ДОСААФ. 1970.
  6. Программы подготовки рулевых и капитанов парусных яхт ВФПС. М. ВФПС. 2010.
  7. Рябченко В.К. Устройство судна. Учебное пособие. Одесса. Изд-во Феникс. 2004. ISBN 966-8289-76-5.
  8. Движительно-рулевые и подруливающие устройства. Документация. Требования к конструкции. Расчеты. Испытания. Руководство Р.013-2006. Российский Речной Регистр. 2006.
  9. Васильев В. и др. Справочник судового механика по рулевым приводам. Одесса. Маяк. 1982.
  10. Харин В.М. Судовые гидравлические рулевые машины. Одесса. Феникс. 2005.

Автор:
Источник:
Речной словарь Алексея Лапина. 2012.
Год издания:
2012.