Проводка

Процесс перемещения судна внешними силами, не связанными с собственной силовой установкой судна, буксирование судна.

В водном туризме суда проводят через сложные участки маршрута, где невозможно осуществить сплав. Проводка менее трудоёмка, чем волок. При проводке туристическое судно тянут на бечеве, либо непосредственно за корпус.

При тяжёлой ледовой обстановке проводку судов осуществляет ледокол. Он может не брать проводимые суда на буксир, а только обеспечивать очистку акватории ото льда для их прохода.

В прежние времена грузовые суда проводили на значительные расстояния, используя в качестве тягловой силы лошадей или артели бурлаков. Они шли по специально проложенной по берегу дороге – бечёвнику.

Адам Олеарий в "Описании путешествия в Московию" так описывал проводку на бечеве:
В семи верстах от Ладоги (пять верст составляют одну немецкую милю) на этой реке пороги и еще через семь верст другие. Через которые очень опасно переезжать в лодках, так как там река стрелою мчится вниз с больших камней и между ними. Поэтому, когда мы прибыли к первым порогам, то вышли из лодок и пошли берегом, дожидаясь, пока наши лодки сотнею людей перетаскивались через пороги на канатах.


Проводка туристического катамарана. Фото Tesak.

Проводка туристического катамарана на бечеве. Фото Tesak.

Проводка туристической байдарки через препятствие. Фото Алексея Лапина.

Репин И.Е. Бурлаки на Волге (холст, масло). Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Автор был хорошо знаком с вопросом. Его картине можно верить.

Воробьёв В.А. Ярыжные на Сухоне (холст, масло). Краеведческий музей г. Тотьма.
На этой картине изображёна реконструкция процесса проводки тяжёлого судна на бечеве, видимо в какой-то степени эта реконструкция верна, хотя в ней есть несколько несообразностей.

Литература:

  1. Родин Ф.Н. Бурлачество в России. Историко-социологический очерк. М. 1975.
  2. Бечёвник // Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII-начало XX в. М. Олма-пресс. 2003. - С. 56. ISBN 5-224-04008-6.
  3. Житков С.М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей в России за столетний период 1798-1898. СПб. 1900.
  4. Вернадский И. Исследование о бурлаках // Журнал министерства внутренних дел. 1857. ч. 23. кн. 4. - С. 71-118; ч. 24. кн. 5. - С. 1-42.
  5. Гессен Ю. Бурлаки в перв. пол. 19 века // Архив истории труда в России. Кн. 2. Петроград. 1921. - С. 25-36.
  6. Клеянкин А.В. Бурлаки Поволжья // Вопросы истории. 1968. № 10.
  7. Корнилов И.П. Волжские бурлаки. В журн.: «Морской сборник». 1862. № 7.
  8. Тарасов М.А. Очерки транспортного права. Изд-во Министерства речного флота СССР. 1951. - С. 29.
  9. Старков А., Фролов М. Капитан из Прионежья // Огонёк. 12 марта 1950. - С. 8.
  10. Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. В 2-х томах. М. Физкультура и спорт. 1973.
  11. Троеглазов А.П. Ледовое плавание: Учебное пособие. Новороссийск. МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2007.

Автор:
Источник:
Речной словарь Алексея Лапина. 2012.
Год издания:
2012.