Железный караван

Метод транспортировки грузов сплавом по рекам. Практиковался до начала 20 века для перевозки продукции горных заводов Урала в западные регионы России. Грузопоток Урал - центр был однонаправленным. Встречных грузов было очень мало. В верховьях крупных уральских рек Чусовой, Агидели, Уфы и др. строились многочисленные барки. Они загружались и начинали сплав на пике весеннего половодья. Для поддержания высокого уровня воды, необходимого для сплава из прудов на притоках выпускались запасы воды.

Уральские реки имеют быстрое течение, их берега изобилуют опасными для судоходства скалами. Тем не менее каждую весну в своё опасное плаванье отправлялись железные караваны. Около 10 % судов гибло, остальные добирались до спокойных низовий уралських рек, затем двигались по р. Каме, далее по р. Волга, против течения. На равнинных участках использовалась проводка на конной тяге и артелями бурлаков. После разгрузки большинство барок продавалось на дрова. Возвращать их обратно на Урал было не выгодно, а в центральных районах не было необходимости в таком количестве судов.

Железные караваны и люди, их проводившие ярко описаны в художественной литературе писателями Маминым-Сибиряком и Алексеем Ивановым.


Страница из старинной лоции реки Агидель. Национальный музей Башкортостана.

Среднее течение р. Чусовая.

р. Чусовая. Фото m_diver.

р. Агидель у села Старосубхангулово. Фото vsegdasam.

Нестеров. М.В. Барка на Волге (холст, масло). Государственный Литературный музей, г. Москва.

Литература:

  1. Иванов А. В. Железные караваны. Пермь. Книжный Мир. 2006.
  2. Иванов А. В. Message: Чусовая. — Санкт-Петербург: Азбука-классика. 2007. — ISBN 978-5-91181-280-5.
  3. Мамин-Сибиряк Д.Н. В камнях: Из путешествия по реке Чусовой. Лет Ме Принт. 2012. ISBN 5424130577.
  4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Бойцы // Собрание сочинений в 6 т. Том 2. М. Изд. Книжный Клуб Книговек. 2012. ISBN 978-5-4224-0536-7.
  5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Бойцы. Уральские рассказы. Сериес. М. Литруб. 2000. ISBN 5457003760.
  6. Мамин-Сибиряк Д.Н. Бойцы: очерки весеннего сплава по реке Чусовой. Пермское книжное изд-во. 1965.
  7. Иванов А.В. Золото бунта, или Вниз по реке теснин. М. Азбука-Классика. 2010. ISBN 9785998508226.
  8. Кублицкий Г.Ц. Великая речная держава. Материалы к истории речного флота. М. 1952.
  9. Бернштейн-Коган С. В. Внутренний водный транспорт. Его история, экономика и финансы. М. Транспечать. 1927.
  10. Мы плывём по Агидели. Башкирский Государственный Заповедник. 1995. История Местности. Лоция для туристов-водников, Капова пещера, Местные легенды.
  11. Истомина Э.Г. Водный транспорт России в дореформенный период. М. Наука. 1991.
  12. Черников И.И. Русские речные флотилии за 1000 лет. СПб. Б.С.К. 1999.
  13. Плечко Л.А. Старинные водные пути. М. Физкультура и Спорт. 1985.
  14. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М. 1996.
  15. Опарин Ф.П. Река Чусовая: путеводитель. Свердловск. Издат. Уральский Рабочий. 1936.
  16. Клеянкин А.В. Бурлаки Поволжья // Вопросы истории. 1968. № 10.
  17. Корнилов И.П. Волжские бурлаки. В журн.: «Морской сборник». 1862. № 7.
  18. История отечественного судостроения: В 5-ти т. Том 1. Парусное и деревянное судостроение, IX-XIX вв. / Доценко В.Д., Богатырев И.В. и др. СПб. Судостроение 1996.
  19. Штылько А. Волжско-Каспийское судоходство в старину. типо-литография Р. Голике. 1896.

Автор:
Источник:
Речной словарь Алексея Лапина. 2012.
Год издания:
2012.