Бечева

Верёвка, за которую судно буксируется с берега. Тягловой силой в прежние времена были лошади или артели бурлаков. Они шли по специально проложенной по берегу дороге – бечёвнику. Таким образом, осуществлялась перевозка довольно значительного количества грузов. На гранитной облицовке одного из мостов в г. Вышний Волочёк заметны потёртости от многочисленных соприкосновений с бечевами.

В водном туризме используется проводка на бечеве сложных или мелких участков маршрута, по которым не возможен сплав.


Репин И.Е. Бурлаки на Волге (холст, масло). Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Автор был хорошо знаком с вопросом. Его картине можно верить.

Воробьёв В.А. Ярыжные на Сухоне (холст, масло). Краеведческий музей г. Тотьма.
На этой картине изображёна реконструкция процесса проводки тяжёлого судна на бечеве, видимо в какой-то степени эта реконструкция верна, хотя в ней есть несколько несообразностей.

Проводка туристического катамарана на бечеве. Фото Tesak.

Литература:

  1. Википедия.
  2. Родин Ф.Н. Бурлачество в России. Историко-социологический очерк. М. 1975.
  3. Вернадский И. Исследование о бурлаках // Журнал министерства внутренних дел. 1857. ч. 23. кн. 4. - С. 71-118; ч. 24. кн. 5. - С. 1-42.
  4. Гессен Ю. Бурлаки в перв. пол. 19 века // Архив истории труда в России. Кн. 2. Петроград. 1921. - С. 25-36.
  5. Клеянкин А.В. Бурлаки Поволжья // Вопросы истории. 1968. № 10.
  6. Корнилов И.П. Волжские бурлаки. В журн.: «Морской сборник». 1862. № 7.

Автор:
Источник:
Речной словарь Алексея Лапина. 2012.
Год издания:
2012.