Смородина

Мифическая река. Неоднократно упоминается в русских былинах. Разделяет мир людей и мир духов или мир добра и мир зла. Иногда описывается как огненная река, но зачастую просто является тяжёлой водной преградой на пути.

Из русской народной сказки "Бой на Калиновом мосту"

...напали на нашу страну страшные вороги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест полонили, землю разорили, ближние царства огнем пожгли.

Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост.

Словом-делом, собрались - поехали. Приезжают к реке Смородиной, видят - по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля русской кровью полита. У Калинового моста стоит избушка на курьих ножках.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - тут нам жить и дозор нести, не пускать врагов через Калинов мост; давайте по очереди караул держать.

Кинули жребий. Досталось первую ночь сторожить Ивану-царевичу вторую - Ивану-поповичу, а третью - Ванюшке.

Вот ночь настала. Надел Иван-царевич золотые доспехи, взял меч в дозор отправился.

Ждет-пождет - тихо на речке Смородиной. Лег Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится, седло под головой вертится. Встал Ванюшка взял дубинку железную, вышел к речке Смородиной. А у Калинового моста, под кустом, Иван-царевич спит-храпит, как лес шумит.

Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает Чудо-юдо шестиглавый змей. Как дыхнет на все стороны - на три версты все огнем пожег. Приступил его конь ногой на Калинов мост. Рассердился тут Иван-крестьянский сын.

Ты куда со своей лапой на чистый Калинов мост?

Выскочил Ванюшка, размахнулся дубинкой железной - три головы, как кочны, снес; размахнулся еще разок, еще три сшиб. Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошел в избушку, да и спать лег...

Из баллады "Молодец и река Смородина"

...Поехал доброй молодец
На чужу дальну сторону.
Как бы будет молодец
У реки Смородины,
А и взмолится молодец:
«А и ты мать быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты скажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!»
Провещится быстра река
Человеческим голосом,
Да и душой красной девицей:
«Я скажу те, быстра река,
Доброй молодец,
Я про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые:
Со броду кониного
Я беру по добру коню,
С перевозу частого —
По седелечку черкесскому,
Со мосточку калинова —
По удалому молодцу,
А тебя, безвремянного молодца,
Я и так тебя пропущу».
Переехал молодец
За реку за Смородину,
Он отъехал, молодец,
Как бы версту-другую,
Он своим глупым разумом,
Молодец, похваляется:
«А сказали про быстру реку Смородину:
Не пройти, не проехати
Ни пешему, ни конному —
Она хуже, быстра река,
Toe лужи дожжевыя!»
Скричит за молодцом
Как в сугонь быстра река Смородина
Человеческим языком,
Душой красной девицей:
«Безвремянной молодец!
Ты забыл за быстрой рекой
Два друга сердечные,
Два востра ножа булатные, —
На чужой дальной стороне
Оборона великая!»
Воротился молодец
За реку за Смородину,
Нельзя что не ехати
За реку за Смородину,
Не узнал доброй молодец
Того броду кониного,
Не увидел молодец
Перевозу частого,
Не нашел доброй молодец
Он мосточку калинова.
Поехал-де молодец
Он глубокими омуты;
Он перву ступень ступил —
По черев конь утонул,
Другу ступень ступил —
По седелечко черкесское,
Третью ступень конь ступил —
Уже гривы не видети.
А и взмолится молодец:
«А и ты мать быстра река,
Ты быстра река Смородина!
К чему ты меня топишь,
Безвремянного молодца?»
Провещится быстра река
Человеческим языком,
Она душой красной девицей:
«Безвремянной молодец!
Не я тебя топлю,
Безвремянного молодца,
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя, пагуба!»...


Бой Добрыни на Калиновом мосту. Рис. К. Васильева.

Литература:

  1. Википедия.
  2. Архипов А. По ту сторону Самбатиона. Berkeley Slavic Specialties. 1995.
  3. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян: поэтические воззрения славян на природу. Том. 2. М. ЭКСМО. 2002.
  4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Том. 2. М. Современный писатель. 1995.
  5. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М. Высшая школа. 2003. ISBN 5060044793.
  6. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. Изд-во Саратовского университета. 1977.

Автор:
Источник:
Речной словарь Алексея Лапина. 2012.
Год издания:
2012.