Березайка и Мста. 2023 г.

19 июля. Заброска

Ещё днём мы были дома и в ужасе смотрели в окно на смывающий Москву ливень. Потом сели в поезд и в 18:45 вышли на совершенно сухую платформу станции Бологое. Здесь нас уже ждёт Паша, приехавший на предыдущем поезде. Перешли пешеходный мост и вызвали такси. Нам достался очень смелый таксист, довёз нас по еле заметной полевой дороге до самой реки. Мы стоим на правом берегу реки Березайка ниже одноимённого посёлка и деревни Дубровка под ЛЭП. Луг весь синий от вероники длиннолистной. Никогда так много её не видел. Палатки поставили на покосе, перекусили пирожками, купленными в Бологое и завалились спать.

Зимой мы путешествовали по Новгородской области и нам очень понравилась Мста. Решили, что хотим по ней сплавиться на байдарке. И вот мы здесь. Березайка - приток Мсты.

20 июля. Сегодня отличный день - солнце, иногда облака

Накачали нашу Щуку-4, собрали вещи и начали отмерять первые километры по Березайке. Река шириной метров 15, делает резкие повороты. Вода прозрачная - хорошо видно песок и камни на дне. По течению струятся водные растения. Берега травянистые, подходы к воде неудобные. Деревья по берегам встречаются редко. На правом берегу деревня, которая называется Большая Грешница или как-то так. В этом месте есть 2-3 более-менее хороших подхода к воде, видимо здесь купаются. На левом берегу видим сосны. Здесь же можно удобно выйти на берег. Устраиваем перекус.

С берега видно заброшенную избушку за рекой. Решили туда заглянуть. В устье ручья устроен причал из досок, а на берегу стол и скамейки. Высаживаемся и идём к избушке. Это оказалась старая баня. Крыша уже провалилась. Вокруг много красивых лугов с низкой травой, явно здесь раньше была деревня. Решили дальше ни идти, а встать здесь, отдохнуть после заброски, погулять по окрестностям, что и сделали с большим удовольствием. Здесь очень удобно купаться, глубина реки не меньше 2 метров. Сегодня прошли около 10 км.

21 июля. Переменная облачность

Вчера мы отдохнули на полуднёвке. Сегодня у нас длинный ходовой день (конечно только по нашим масштабам). После нашей стоянки почти сразу ещё несколько, но наша - самая лучшая. Потом река некоторое время течёт между луговых берегов, она узкая, глубокая, довольно быстрая. К левому берегу подходят сосняки. Здесь мы перекусили. Ниже начинается протяжённый плёс. Река расширяется раза в 3. Течение слабое. Много кувшинок и рдестов. Несколько раз поднимали с воды стайки уток. Мелкие, почти чёрные, когда летят - видно, что большая часть крыла белая. В прошлом году мы таких видели в Карелии, на р. Суна. Определить не смогли. В этот раз рассмотрели получше - попробуем определить. (Потом оказалось, что это гоголи.)

Плёс тянется несколько километров и заканчивается у деревни Подмошье. Причём ни плотины, ни переката в конце плёса нет. У Подмошья остановились передохнуть на пляже у правого берега. Ниже деревни можно найти стоянку, но нам пока не нужно. Вскоре река впадает в огромные плавни, где много проток и мелей, поросших тростником. Держимся левыми протоками. Вдали слева видна белая башня в Рютино. Когда впереди появляется коренной берег - заворачиваем вправо и через несколько минут видим впереди песчаный откос. В этом месте Березайка выходит из плавней и метров через 500 упирается в плотину. Нам повезло, не было встречного ветра и можно было проходить эту часть маршрута не спеша и особо не напрягаясь. Рассматриваем окружающий пейзаж. В небе носятся крачки, время от времени бросаясь в воду за очередной рыбкой. В основе всего этого великолепия озеро Пирос. Его уровень поднят на 4 метра, в 18-19 веках накопленная в нём вода Березайки и Валдайки использовалась для подъёма уровня воды во Мсте. Тогда здесь проходил водный путь в Санкт-Петербург.

Перепад воды на плотине около 5 метров. При нас были открыты сливы левого берега. Вода красиво сливается, насквозь, просвеченная из-за плотины солнцем. Правобережные сливы не работали. Мы причалили к правому берегу метров на 20 выше плотины. Здесь пологий песчаный склон. Волок через плотину метров 50. Идём дальше, через километр начинаются сосняки и мы встаём на правом берегу ниже урочища Львовское и устья ручья. Карабкаться на стоянку надо по довольно крутому песчаному склону. Зато поляна большая и ровная. Много дров и очень живописный вид на реку. Народ проголодался. Каши варим почти двойную норму.

22 июля. Переменная облачность

Рано ложимся спать и это начинает сказываться. Поднимаюсь я всё раньше. Быстро собираемся и выходим. Дошли до Савино. Прошли остатки очень старого деревянного моста. В деревне из камней когда-то было сделано что-то вроде небольшой плотинки. За давностью лет всё это почти не создаёт помех движению лодки. Ниже начинаются небольшие перекатики. На первых километрах пути попадаются стоянки. Потом они пропадают.

Перекусываем на каменистом пляже правого берега выше ЛЭП. Здесь нашли большую красивую глыбу карстового известняка, состоящего почти из одних дырок, но всё равно весящую килограмм 20. Взять такой сувенир не решились, хотя очень хотелось. Потом этот камень обсуждали несколько дней - как его можно использовать в интерьере или за сколько продать, но самое главное - как его отсюда вывезти.

Видели белую цаплю и несколько серых. Дальше проходим лесистый участок. Но стоянок нет, а нам надо бы встать до деревень, которых впереди целая череда. Наконец нашли местечко на левом берегу. Вылезать из лодки не очень удобно. Кострища нет, есть только слой хвои. Поэтому готовим на примусе, который захватил с собой Паша. Прогулялись по лесу и набрали грибов на ужин. Практически по всей Березайке растёт много мяты, завариваем её вместе с чаем. Березайка - настоящая мятная река.

23 июля. Ночью дождь, утром пасмурно, потом небольшой дождь, а к вечеру переменная облачность

На реке сегодня продолжаются перекаты, проходятся они в общем без проблем. Только один раз мы вылезали, чтобы сняться с мели. Ширина реки - метров 30.

Видели пролетающую большую чёрную птицу с жёлтым клювом, ужасно похожую на баклана. Откуда он здесь? Потом мы узнали, что бакланы встречаются не только на берегах морей. В этих местах тоже бывают.

Довольно быстро прошли череду деревень и высадились у магазина в Любитово. Нам не повезло. Магазин работает по понедельникам, средам и пятницам, с утра до последнего батона хлеба. Мы не успели, зато купили у местного пасечника мёда, молока, капусты, кабачков, салата, яиц и в придачу получили зелень и мяту. Голод нам не грозит. Прошли ещё несколько километров. Начался дождь. Со стоянками плохо. Встали на более-менее подходящем месте где-то между Любитово и Филимоново на левом берегу. Погода к вечеру выправилась. Расслабляемся.

Вечером сходили погулять по окрестностям. Обнаружили в полукилометре ниже по реке отличную стоянку. Утешает, что там подход к воде не очень удобный. Прошли немного через лес и вышли к замечательному моховому болоту. Вокруг него холмы с бором-зеленомошником, а в середине озеро. Очень живописное место.

24 июля. Переменная облачность

Утро довольно хмурое, а днём из-за облаков часто выглядывало солнце. Вчера мы решили, что будет дождь, даже тент над костром натянули, но небо расчистилось. Вышли и вскоре увидели большую поляну на правом берегу. На карте там обозначено урочище, а с воды виден одинокий дом. Высадились, немного погуляли по лугу и пошли дальше.

Деревня Филимоново выходит к левому берегу всего несколькими домиками и купальнями. Ниже деревни на правом берегу Филимоновский фонтан - скважина из которой бьёт сереводородная вода. Вокруг бассейн метров 10 в диаметре. Ручей стекает в Березайку бурным потоком. На дне колонии каких-то микроорганизмов. Весьма интересное место.

Для разминки прогулялись немного по окрестному лесу. Набрали лисичек и подберёзовиков, вечером у нас будет кулеш с грибами. Встали на ночь немного ниже фонтана. Со стоянками на Березайке плохо, а тут отлично оборудованное место на левом берегу. На большом камне напротив стоянки кто-то поставил старинный чугунный рыльник, впрочем разбитый.

Вечером совсем немного погуляли по окрестностям. Посетили очередное моховое болото, набрали ещё грибов.

25 июля. Переменная облачность

Вышли и прошли деревню Ловница. На реке встречаются небольшие перекатики. Видели ещё одного баклана. Тут он позволил себя хорошо рассмотреть и сфотографировать. Смотрел на нас, но не улетел, а мы сидели в лодке тихо-тихо.

В 1,5 километрах за Лошаково на правом берегу обустроенный родник с колодцем, купальней, часовней. При нём неплохая стоянка. Но мы идём дальше. Вскоре на правом берегу ещё одна стоянка. Дальше до Берёзовского Рядка встать практически не где. Хорошо, что нам пока и не надо, а надо нам в магазин. Река стала заметно полноводнее. Перед Берёзовским Рядком остатки плотины. Мы шли левым сливом и сели. Магазин в Берёзовском Рядке оправдал все наши ожидания.

Дальше перекат под мостом со сложной линией движения. Мы от левого берега прошли левым сливом, дальше к правому берегу и более-менее вдоль него. Последние 500 метров Березайки тоже с перекатами. Выше устья Березайки Мста практически такой же ширины. Мы прошли по Мсте всего километр и встали на левом берегу. Отличная стоянка, правда очень близко от посёлка. По поводу рабочего дня и дождливого вечера надеемся, что нас не будут сильно донимать. Вокруг стоянки красивые луга и сосновый лес. На высоком берегу Мсты стоят 2 больших камня, один горизонтально, другой вертикально. Очень похоже на древнее капище.

26 июля. Утром солнца не было "парило". Хотелось побыстрее сесть в лодку

Проснулись рано. Позавтракали свежими магазинными продуктами и отплыли. Мста широкая и дальше ещё шире. Длинные плёсы сменяются перекатами, которые чаще всего бывают в протоках вокруг островов. Заканчивается Тверская область, начинается Новгородская. Перед Семерицами перекусываем на правом берегу. Здесь близко от реки проходит просёлочная дорога и есть хороший подход к воде. Но стоять было бы неуютно. После перекуса начинается дождь и сопровождает нас почти весь переход. Перед нами часто стоят на отмелях или летят белые цапли. Стоянки попадаться перестали, так мы дошли до устья Увери. Стрелку прикрывает от нас остров, но за ним удалось разглядеть хороший подход к воде. Здесь мы и встали.

Дождь закончился. На реку выбрались многочисленные местные рыбаки. Идём гулять по окрестностями. Дошли до деревни Перелучи. На карте она нас заинтриговала - есть школа, дом культуры, автобусная остановка, а магазина нет. Посмотрели, всё есть и магазинов целых два. Осчастливили себя мороженым и пошли обратно на стоянку. К вечеру небо расчистилось, на закате поднялся очень красивый туман.

27 июля. Жаркое солнечное утро

Мы решили не спешить выходить, а как следует просушить мокрые после вчерашнего дождя вещи. Заодно солнечная батарея пополняет наши запасы энергии. На стоянке нас посещают рыбаки. Хвастаются уловом или наоборот жалуются, что рыбы нет.

Выходим после полудня. Мста ещё шире. У правого берега какой-то непонятный водопадик - скорее всего очередной родник. Первые километры - сплошной плёс. Вдруг видим у правого берега непонятное высокое белое сооружение. Издали похоже на маяк. Заинтригованные гребём и рассматриваем... Это оказалась бетонная опора так и не построенного моста.

Почти напротив прямо у левого берега реки небольшой сероводородный источник. Вода бьёт маленьким фонтанчиком. Вокруг остатки сруба, но видимо скоро и их не будет. В половодье всё это заливается Мстой.

Перекат снова около острова у Девкино-Горбино. Потом река успокаивается, а мы начинаем искать стоянку. Встаём на левом повороте реки на левом же берегу. Подход к воде не очень удобный, зато снова набрали грибов на ужин. Сегодня у нас полуднёвка. Вечером отдыхаем. Ужинаем под начинающимся дождём.

28 июля. Ночью дождь. Утро хмурое

Решили идти дальше и устроить днёвку на следующей стоянке. Выходим не рано и под начинающимся дождём, не сильным, но с ветром. У деревни Большой Чернец перекат - почти порожек. В правой протоке буруны. Идём через них и проходим без проблем. Потом вода уходит к левому берегу и мы вслед за ней. Что не деревня - то перекат. Дальше на реке длинный участок без населёнки. Стоянку на правом берегу сразу после деревни пропускаем. За ней находиться отличная стоянка снова на правом. Дождь как раз закончился. Встаём. Выгрузились и решили не спешить с установкой палаток - дать траве просохнуть. Натянули тент и пошли гулять по окрестностям. Леса здесь очень живописные. Сегодня нам достался холм с соснами и вереском. Очень красиво вереск цветёт всеми оттенками от белого до сиреневого.

Набрали грибов. Вечером не смогли их все съесть, осталось на утро. Часам к 7 вечера вышло солнце и стало тепло. Вид на реку со стоянки очень хорош. Завтра будет днёвка, погуляем ещё по лесу. Километров маршрута у нас осталось мало, но они густо усеяны достопримечательностями и порогами. Точно посчитать предстоящие ходовые дни пока не можем.

29 июля. Днёвка

Сегодня просто бродим по лесу. Набрали грибов на ужин и завтрак. Возможно и на перекус останется. Наташа порывается набрать ещё лисичек. С трудом её удерживаем. Лес на холмах сосновый, между ними моховые болота с багульником и голубикой. Черника в этом году мелкая. Морошка - только листья. В долинах ручьёв - мрачные ельники, впрочем тоже интересные - в них много грибов, особенно лисичек. Ниже нашей есть ещё одна стоянка на правом берегу. Там построены разные скамеечки и столики, полочки и лесенки. А рядом заросли красивого крупного страусника.

В реке кто-то всё время громко плещет. Утром прилетала хищная птица, поймала рыбу и улетела. Вечером над водой пронеслась какая-то синяя птичка, возможно зимородок.

30 июля. Солнечно, ни одного облака

Вышли сегодня на реку поздно. Нам надо пройти не очень много и встать перед Опеченским Посадом. Плёсы сегодня не очень длинные, перемежаются перекатами. У деревни Опочно останавливаемся на перекус на левом берегу. Здесь множество обломков дырковатого карстового известняка. Народ увлечённо их перебирает и выбирает на сувениры. Ещё здесь известковый обрыв 2-метровой высоты, но в нём ничего интересного не нашлось. Под обрывом растёт необычная красная смородина. Ягоды не кислые, хоть и не очень сладкие. Листья мелкие, тёмнозелёные. На берегу видели затаившегося птенца кряквы. К нему можно было подойти буквально на шаг, а он продолжал сидеть неподвижно. Вспугивать его мы конечно не стали.

Ниже деревни опять перекаты, потом длинный плёс. Видели двух птенцов гоголя. Мы подкрадывались к ним на лодке, а они от нас ныряли. Удалось их хорошо сфотографировать.

Пропускаем несколько стоянок по правому берегу. На одну вылезаем - не понравилось. Встаём на левом высоком берегу с хвойным лесом. Прямо на стоянке грибы. Вечером прошли ещё по лесу и набрали маслят. Такого изобилия как вчера уже нет. Будет каша с грибами, а не грибы с кашей. Словоохотливый грибник на мотоцикле рассказывает, где надо вставать перед порогами: "После деревни Малый Порог, там правый бережок начинает снижаться и всегда много лодок и палаток".

31 июля. Солнечно и жарко

Завершается первая часть нашего маршрута - безлюдная и лесистая. Дальше много населёнки, интересных объектов, магазинов и конечно Боровичские пороги. Вышли довольно рано. Проходим сразу несколько островов. На первом даже можно стоять. Он высокий, луговой, с ивами по берегам. Немного выше подвесного моста пристали к правому берегу и идём смотреть усадьбу Жадины и усадебный парк. Усадьба стоит в руинах. Парк тоже сохранился плохо, похож скорее на усадебный луг. Всюду витает атмосфера старого заброшенного места. При солнечной погоде это воспринимается вполне позитивно. Заодно вышли на подвесной мост, он длиннющий. С моста открывается красивый вид на реку.

Следующая остановка - Опеченский дендрарий. Его устроил на речном склоне ещё в 1970-х годах местный энтузиаст Семён Андреевич Ушанов. А сейчас за дендрарием ухаживает его дочь. Живёт она в доме напротив. Мы с ней встретились в дендрарии и узнали, что сегодня как раз 100-летие Семёна Андреевича. На небольшой территории собрана хорошая коллекция деревьев, разные садовые затеи и скульптуры. Нам особенно понравился фонтан. Дендрарию очень нужны волонтёры для укрепления берегового склона и обычных садовых работ.

Ниже дендрария вдоль берега тянется парк Победы, а дальше начинается историческая валунная набережная, очень красивая, но сохранилась только фрагментами. Она начинается и заканчивается валунными мостами через овраги. По мостам до сих пор ездят машины и автобусы. Примерно в середине набережной стоит магазин, куда мы и зашли. Потом сходили ещё и в центральный магазин на Второй линии. Заглянули в хозяйственный, хотели купить тряпочную сумку для канов, но не было.

Нагруженные впечатлениями и продуктами вернулись к байдарке, которую оставляли неподалёку от Дендрария. Сплавляемся мимо дендрария, парка и набережной. Дальше ещё один подвесной мостик. Потом автомобильный мост. Наша задача - не влететь в каскад порогов, а встать на правом берегу "где много лодок и палаток". Проходим деревню Малый Порог, потом какой-то перекат или может быть уже порог и видим искомый понижающийся берег. Встаём. Воды в реке мало и у берега обнажилась красивая известковая плита с трещинами. Загоняем байдарку прямо на неё. На берегу большая открытая поляна, рассчитанная на уйму народу, но по летнему времени пустая. С дровами не очень - готовим на примусе.

Здесь начинается экотропа "Горная Мста". Стоят аншлаги с информацией. Есть подробная схема порогов с протяженностью и перепадами. Завтра пойдём по тропе осматривать первую часть порогов.

1 августа. Солнечно, жарко

Сегодня идём пешком по экотропе вниз по правому берегу Мсты. Описания упорно советуют пороги осмотреть перед прохождением. Смотрим, пороги нас не очень напугали. Самым сложным кажется порог Выпь. Там известковые плиты перегораживают всё русло. Скорее всего при проходе плиты байдарка проскоребётся по её краю, не очень мягкому и плохо прикрытому водой. За Выпью спустились к воде. На каменистом пляже нашли окаменелости: кораллы, мшанки. Прошли немного вверх против течения и увидели известковую скалу с пещерками и мхом в них. Оценили сложность порогов. Где-то приметили линии движения и удобные для прохода места. Видели устья речки Понеретки на противоположном левом берегу. Стоянок на левом берегу не увидели, а нам очень хотелось присмотреть местечко для днёвки на Понеретке.

2 августа. Солнечно

Вышли рано. Сразу начинаются пороги. Традиционно считается, что Боровичские пороги начинаются Малым порогом и продолжаются Большим порогом. Современные сплавщики ведут счёт порогам по другому и в тех же местах насчитывают их целых семь. Вчера мы видели схему порогов на аншлаге и я перенёс её на нашу карту. Мы их просмотрели и сейчас чувствуем себя уверенно. На пороге Выпь не перешли вовремя под правый берег и сели на гряду. Пришлось вылезать из лодки и проводить её правее. После Выпи высадились на левый берег и осмотрели живописное восточное устье Понеретки. Здесь вода подземной речки выходит на поверхность и стекает по скале.

Следом за нами сплавляются на плоту из автомобильных камер видимо местные жители. А мы идём дальше и проходим без проблем до западного (основного) устья Понеретки, которое также с интересом осматриваем. Я очень давно хотел на него посмотреть, но всё время что-то не складывалось. Видел много фотографий, они не очень впечатляли. На самом деле место очень красивое и необычной, но передать его колорит на фотографии очень трудно.

Ниже устья обнаруживается стоянка на левом берегу. С неё удобно смотреть интересные окрестности. Такая стоянка нам очень подходит. Встаём прямо под скалами на самом краю берега. Поднимать вещи и лодку по крутой скользкой тропе очень не хочется. А готовить мы можем и на примусе. Когда начался дождь, мы очень порадовались такому решению. Хотя были сомнения, не начнет ли дождевая вода течь с крутого склона нам прямо в палатки.

Нам надо в магазин. Идём в село Ровное (около 3 километров). Проходим развалины роскошной усадьбы. Когда-то здесь было очень здорово, а сейчас только руины, заросшие борщевиком.

Магазин оказывается давно не работает, так что пришлось пройти ещё 1,5-2 километра и через подвесной мостик до следующего магазина в деревне Ёгла. Купили всё, что хотели, только хлеб забыли. Придётся пока мазать масло на крекеры и кабачки.

В Ровном у порога Бели есть кемпинг. При нём устроен музей палеонтологии Горной Мсты. Туда мы тоже зашли. В музее хорошая коллекция местных окаменелостей. Кроме того там очень харизматичный экскурсовод. Всё нам рассказал подробно и от всей души. Второй музей про пороги Мсты. Но нам на него уже не хватило сил. Плетёмся на стоянку. Сегодня был длинный день. В темноте над рекой порхают летучие мыши. Некоторые проносятся совсем рядом с нами.

3 августа. Жара

С утра идём пешком вдоль берега вниз по реке. Там должно быть ещё одно устье Понеретки, давно пересохшее. Вчера в музее мы видели фотографию 100-летней давности. "Там всё так же и туда у нас хорошая тропа" - обещал экскурсовод. Вдоль берега почти везде известняковые скалы. Рассматриваем их, поэтому идём не быстро. Дошли вроде бы до устья. Тропа кончается, место не очень впечатляет.

Искупались, вернулись на стоянку, передохнули и пошли смотреть русло Понеретки и место, где она уходит в поноры под землю. Довольно долго бродили по лугам и заросшему крапивой лесу. Увидели столь же заросшую карстовую воронку, куда весной стекает речная вода. Наверно это зрелище не стоит пройденных километров. Но лучше сделать и потом жалеть, чем не сделать и потом жалеть. Такой девиз сегодняшнего дня!

4 августа. Со вчерашнего ужина и на всю ночь сильный дождь с грозой

Часам к 9 утра дождь закончился. Неспешно выбираемся из палаток. Завтрак готовим на примусе. Хорошо, что нас не волнует проблема мокрых дров. После дождя над главным устьем Понеретки поднимается пар. Красиво. Выходим. Сегодня на реке много перекатов, шивер и порожков. Попадаются весьма мелкие и шкуродёрные. Пришлось несколько раз вылезать и проводить лодку через мели.

Порог Бели проходится очень здорово - лодка ныряет в выщерблину в плите. У Ёглы остановились на перекус. Паша сбегал в магазин за хлебом. Ещё раз остановились передохнуть и искупаться на правом берегу перед Путлино. Здесь на отмели среди камней попадается много окаменевших ракушек. За Путлино в районе ЛЭП начали искать стоянку. На правом берегу напротив Павловки река размывает пласт пиритов. Я там вылез в поисках стоянки. Сразу почувствовал характерный запах горелого железа и скоро увидел блестящие россыпи пирита. Не зря его называют золотом дураков. Наташа и Паша в нём долго копались и вернулись с полными руками красивых камушков. Шукуродёры продолжались и дальше. Искать стоянку при этом не слишком удобно. В конце концов я оставил экипаж в лодке, а сам пошёл пешком по правому берегу и нашёл стоянку метров на 500 ниже. Но когда мы туда подплыли - оказалось, что там полно купальщиков. К счастью тут же обнаружилась стоянка на левом берегу, где мы и встали. Ибо дальше уже только город.

На удивление стоянка оказалась хорошей. Здесь река упирается в Бобровские горы и делает резкий поворот налево. У нас неплохой подход к воде и глубокое место для купания. Наверху большая поляна. Есть кострище и даже готовые наколотые поленья. Место совершенно безлюдное. Это наша последняя стоянка в этом походе. Завтра антистапель в Боровичах. Говорят, что с Бобровских гор красивый вид на Мсту. У нас наоборот - красивый вид со Мсты на Бобровские горы.

Сегодня последний походный вечер. По этому поводу нам показывают красивый закат. Так много всего уместилось в этот поход. Верховья Березайки вспоминаются, как что-то очень далёкое.

5 августа. Солнечно, жарко

Солнце разбудило нас в 6 утра. Тени на поляне нет. Завтракаем, собираемся и выходим. Смотрим на берега. Наша стоянка точно самая последняя перед городом. На реке продолжаются перекаты, местами с довольно высокими валами, но не очень шкуродёрные. В главной струе много больших камней, но они не страшные и при правильной линии движения проходятся без проблем. Встречаем стаи уток - крохалей. Они линяют и не могут летать. От байдарки прячутся под водой и иногда к своему ужасу выныривают прямо у нас перед носом. Нам некогда их успокаивать - только и успеваем увёртываться от очередного камня. За час дошли до исторического моста в Боровичах. Встали на антистапель на левом берегу выше пляжа.

На ярком солнце лодка сохнет отлично. Потёртости на днище залил клеем, а новых дырок не обнаружил. Наташа пошла в понравившуюся ей зимой пельменную, а Паша в музей, смотреть окаменелости и пирогранит. Вызвали такси прямо к реке. Тут как раз проходит покрытая гравием дорога к каким-то домом. Водитель долго говорил, что наши рюкзаки в машину не влезут, пока мы всё не запихнули. Потом отлично довёз нас прямо до вокзала в Окуловке. В 19:30 у нас поезд, а к полуночи мы уже дома.