оз. Севан, Айриванк, Норатус, Личк, Горс

5 мая 2015 г.

Сегодня мы едем вдоль озера Севан. Проезжаем мимо монастыря Севанванк, здесь мы уже были. Едем северным берегом озера. Противоположный берег слишком близко к азербайджанской границе. Туда нас везти не решаются. Отношения стран до сих пор такие плохие, что можно попасть под обстрел.

Первую остановку делаем у подножия монастыря Айриванк. Здесь нас интересует пустынный берег озера. Он привлекает множество околоводных птиц. Фотографируем. Но какой же грязный берег. Таня говорит, что ей очень хочется устроить сюда экологический выезд с волонтёрами и всё прибрать.

Птицы чувствуют себя вполне спокойно, не стесняясь многочисленных орнитологов, заняты привычными делами.

Откуда-то появляется собака. Сначала она принюхивается к кормящимся около берега птицам, потом делает рывок, несётся по мелководью и конечно всех вспугивает. Белая цапля снимается и улетает. Флегматичные лысухи только немножко отодвигаются в сторону от невоспитанного млекопитающего.

Птицы разлетелись, остались только млекопитающие.

Норатус

Следующая остановка у древнего кладбища Норатус. Здесь сохранились хачкары – могильные камни с резными крестами и орнаментами 12 века. А самые древние могилы на кладбище вообще 5 века, но это просто лежащие камни. Камни покрыты яркими лишайниками, может быть поэтому атмосфера на кладбище не гнетущая, а светлая. Кладбище до сих пор действующее, рядом стоят памятники 19, 20, 21 века. По самым интересным хачкарам устроен небольшой маршрут: стоят столбики с номерами, стрелками и QR-кодами. Но ничего не написано, описания есть только у входа или по ссылкам от кодов. Здесь же сидят несколько местных бабулек, вяжут и продают яркие шапочки, шарфики, детские пинетки. При этом они неплохо знают кладбище. Одна из бабушек показала нам интересные хачкары, а мы купили у неё несколько её работ.

***

Следующая остановка у деревни Личк. Здесь слева от дороги раскинулась широкая низменность, образовавшаяся при падении уровня Севана. Эти площади были засажены соснами. Там, где они не прижились, выросла облепиха. Наша цель – заболоченные озёра, где обитает множество околоводных птиц. Идём вдоль речки, выходим к водоёмам. Действительно жизнь здесь просто бьёт ключом. Снова рассматриваем птиц в подзорную трубу и фотографируем. Есть даже лебеди-шипуны. (В своём блокноте я написал «лебеди-шатуны», чего только не напишешь после длинного маршрута, а вечер нам на этот раз предстоит самый весёлый из всех…)

Прощаемся с Севаном. По дороге обсуждаем, какая птица, могла-бы быть символом Армении, но так и не пришли к общему мнению. Трасса карабкается на перевал. Эта дорога называется «Шёлковый путь». Проезжаем красивую гору, потухший вулкан Армаган. Там, на вершине есть озеро в кратере. Спуск с перевала тоже очень живописный.

Сегодня у нас ночёвка в охотничьем домике около деревни Горс. Оставляем наши машины в деревне и поднимаемся по очень мокрой дороге вверх. Земля буквально сочится водой. Перепрыгиваем несколько ручьёв. Последний проще перейти вброд, что я и делаю. Окрестные горы очень красивы. До домика около 5 километров, но все доходят довольно бодро.

Домик ещё не совсем достроен. Вечером поём песни под гитару. На печке-буржуйке нам надо высушить больше 30 пар совершенно мокрых ботинок. Кажется промокли все кроме меня.