Ахтала, р. Дебед, Ашпат, Кабай

4 мая 2015 г.

«Тот, кому интересны только корни, крылья и хвосты не может стать настоящим учёным. Поэтому мы смотрим церкви, фрески, старые города» - говорит Евгения Георгиевна, и она скорее всего права, у неё большой опыт выращивания настоящих учёных из биоклассников.

Сегодня смотрим несколько древних монастырей на самом севере Армении и конечно природу вокруг них. Основание обителей и самые старые постройки относятся к 10-му веку. В них сохранились фрески 12 века. По российским понятиям это запредельная древность, а в Армении можно увидеть достаточно сохранные культурные объекты этих веков. Туда нам ехать 2,5 часа, по горным серпантинам, а потом ещё и обратно.

Ахтала

Самая дальняя точка нашего пути. Через несколько километров уже начинается Грузия. Почти со всех сторон крепость окружают отвесные пропасти. Узкий перешеек был прикрыт башней с проездными воротами. Это мощное сооружение и сейчас почти цело. По крайней мере, ворота на прочном замке, а туристов пропускают через калитку.

Крепостной двор очень ровный. В середине стоит древняя церковь Богородицы, в ней хорошо сохранились фрески 12 века. В армянских церквях обычно не писали фресок, но здесь сказалось влияние близкой Грузии. Кстати. Армянская церковь не католическая и не православная. Когда был раскол мирового Христианства, в Армении была война, не до богословских споров. Церковь Богородицы, несмотря на фрески, богатую каменную резьбу и отличные пропорции – довольно мрачное сооружение. Дело в том, что на рождество Богородицы сюда собирается множество паломников. Всем места в церкви не хватает, и остальные прикрепляют свечи прямо на стены церкви. От этого все стены закопчённые, чёрные.

Купол церкви к сожалению не сохранился, силуэт её нарушен.

На церкви висит изображение незабудки – символ памяти о геноциде Армян 1915-го года. Такие же цветочки наклеены на автомобили, их многие носят на одежде. Лепестки нарисованы почему-то не голубыми, а сиреневыми, может добавили в цвет немного крови, может рисовали по фотографии, (а синие цветы часто выходят сиреневыми), а может художник просто решил, что такой цвет лучше запоминается. В любом случае цветочек получился удачным, я думаю, он станет ещё одним символом Армении на многие годы. Мы тоже купили себе значки-незабудки.

Погода нас сегодня радует – тепло и солнечно. Вокруг церкви кружат ласточки. В траве водятся безногие ящерицы желтопузики, а на скалах видели ящерицу агама, самую крупную ящерицу Армении (почти горный крокодил). Цветут маки и ещё что-то белое, жёлтое, голубое.

Растительный орнамент соседствует с прорастающей между камней травой.

Продолжает собираться мозаика съедобных растений Армении. Для травяного рагу используют 10 трав, в том числе крапиву и нечто анисовое, обильно растущее в Ахтале (как называется, Тигран не помнит).

А это кажется живучка. Её едят сырой. Она сочная и кисленькая. Также для поддержания тонуса можно есть листья малины, а когда созреют ягоды - конечно ягоды...

Ахтала переводится как Медный Рудник. Рядом до сих пор добывают и перерабатывают медную руду.

Журу трудно оторвать от фресок. Вдали гремит гроза. Перекусываем и выезжаем. Едем уже обратно. Дорога вьётся по ущелью реки Дебед. Посматриваю на реку профессиональным взглядом водника. Эта речка меня не радует. Практически без перерыва несколько десятков километров река бурлит мощной шиверой. Здесь не удастся расслабиться ни на минуту. Берега реки очень негостеприимные, то каньон, то завод, то бетонная стенка. Сейчас половодье, мутная вода течёт прямо через деревья затопленных островов.

Ашпат

От Ахталы нам ехать не далеко. Следующая остановка – монастырь Ашпат. Монастырь был не политическим, а культурным центром. Здесь сохранилось несколько сооружений 10-12 веков, но без фресок и почти без резьбы. В те далёкие века здесь хоронили армянских царей, монастырь процветал. При нём была академия и библиотека.

Сохранилось весьма оригинальное книгохранилище, состоящее из кувшинов, вкопанных в пол одной из церквей. При угрозе вражеского набега книги прятали в кувшины и засыпали всё вместе землёй.

Рядом расположено большое село, чуть ли не древнее самого монастыря. По дороге бродят овцы и свиньи, на площади у монастыря работает базар. Посмотрел на всё это и до меня наконец дошло, что меня удивляет в Армении: здесь практически не видно приходских церквей, только монастыри, стоящие зачастую на отшибе. В центре Еревана, например, мы нашли только 2 церкви, в то время, как в Тбилиси их не пересчитать.

Времени у нас остаётся всё меньше, к 8 вечера мы должны вернуться в Дилижан. На последнюю остановку в монастыре Кабай удаётся выкроить всего полчаса.

Кабай

Монастырь совсем маленький и сильно разрушен. В руинах церкви сохранились фрески 12 века. Прямо от шоссе начинаем подниматься круто вверх. Переходим железнодорожный путь и дальше карабкаемся по узкой каменной лесенке метров на 50 вверх. Лестница оказывается деревенской улицей. Село вполне жилое, пасётся скотина, кто-то сидит на веранде у своего дома, кто-то работает по хозяйству.

Но монастырь ещё выше. Он умещается на ровной площадке шириной метров 20. Видно, что идут восстановительные работы. Очень хочется надеяться, что древний Кабай не уйдёт в небытиё.

***

Теперь остаётся только ехать домой. Почти на всём сегодняшнем пути нас сопровождает железная дорога. От Дилижана она идёт в Памбакский тоннель. На рельсах не заметно наката, то есть поезда здесь не ходят или почти не ходят, а это очень обидно. Тоннель очень длинный, больше 8 километров, в 1970-80-х годах на его строительство было затрачено немало сил.

После Вандзора нас сопровождает другая железка, идущая в сторону грузинской границы. Она вполне рабочая, мы видели идущий товарный поезд. Наперегонки с шоссе железка скачет по мостам через Дебед, мы смотрим на неё то сверху, то снизу.

Один из мостов особенно приглянулся Татьяне. На обратном пути она сидит с фотоаппаратом наготове и ждёт «красный мост». Наконец он мелькает между деревьями. Курок взведён, водитель притормаживает, снято!

[Продолжение] [Оглавление]