Вышневолоцкое водохранилище
22 июля – 6 августа 2001 г. Наш второй детский поход.

Заброска: п. 24. Москва – СПб, отпр. 12 ч. 45 м.

Наши экипажи:
КНБ “Катран”
Таймень-2
RZ
Таймень-2
Оля и Петя (8 лет);
Гоша, Андрей и Миша (потом Мишу поменяли на Петю);
Костя и Леша Липатовы;
Наташа, Леша Лапин и Надя (3,5 года).

Дневник Алексея Лапина с дополнениями Натальи Мологиной.

23 июля. Стоянка у церкви (около острова Попов), примерно 22 часа.

Еще до отправления. Главным дефицитом перед детским походом оказались дети. Мы смогли обеспечить только одного, а хотелось хотя бы двух, а лучше трех, чтобы могли хоть иногда играть сами по-себе. Второй ребенок (Петя) и Оля образовались двадцатого, ближе к полуночи.

Вчера вышли из дома в 10 утра. Доехали до вокзала без приключений. Нашу “Юность” подали к перрону за час, правда в вагоны пускать стали не сразу. Вагоны сидячие. Доехали до Вышнего Волочка в жаре и духоте, но тоже без приключений.

Оля с Петей добирались на электричках, т.к. уже не смогли достать билеты на поезд. На вокзале они оставили без присмотра 40-килограмовую упаковку, через 5 минут смотрят – ее нет. Кинулись к милицианеру с просьбой найти, тот долго усмехался, выяснял, почему идут в поход без мужчин и пр., а в конце концов отдал вещь, которую сам и взял.

В Вышнем на вокзале встретили Ольгу с Петей. Автобусы от вокзала идут только городские. На пригородные маршруты надо пересаживаться в центре города, куда идут почти все автобусы (каждые 10 минут).

Решили ехать не в Красномайский, а в деревню Кашарово. Автобус “девятка”, ходит примерно раз в час. Остановка сразу за мостом Новотверецкого канала. Оттащившись метров 500, можно уже стоять и ночевать. Берега канала имеют мало подходов к воде, но все-таки есть 2 – 3 удобных песчаных пляжа. Мы стояли на левом берегу (если смотреть с моста) в сосновом бору. Довольно много кусачих мух.

Сегодня весь день ушел на сборы. Гоша и Андрей ездили в город, на рынок. (Большую часть продуктов мы закупили вчера в привокзальном магазине.) Сборку байдарок сильно затрудняло большое количество земляники на стапеле.

Распределили дежурства: 22 – мы, 23 – Костя и Леша, 24 – Гоша и Андрей, 25 Оля и еще не приехавший Михаил.

Грузиться с ближайших мостков не удобно, поэтому покидал в лодку вещи, перешел к пляжу на самом конце канала, уложил все как следует и посадил экипаж. Пляж там отличный, глубина нарастает медленно, на дне – песок.

Кстати, канал шириной метров 50, глубина от самого берега. Часто ходят моторки. Течение очень слабое.

Вышли примерно в 6 вечера. Курс на северную оконечность острова Захарин Бор. Волна средняя. От острова взяли курс на этот мыс. (Позже узнали, что он называется Попов Рог.) Справа хорошо виден остров Лисий. На острове Попов – изба, в ней живут рыбаки, стоят моторки, лают собаки.

Пришли на стоянку в 20 часов. Воды у нас в лодке практически нет, а вот у Гоши ее довольно много. На переходе Надя довольно быстро заснула и спала около получаса.

Здесь песчаный пляж, на который вымывается много черепков керамики 19 века (Кузнецовского завода и крынок.) За ивами - большая поляна. Справа церковь, в глубине поляны – заброшенный пионерлагерь. У церкви кладбище с могилой Сердюкова - строителя Вышневолоцкой водного пути и памятник ему от МПС (1912 года). Свод церкви обрушился совсем недавно. Кладбище размывается водохранилищем.

Стоянка (объективно довольно хорошая) производит тягостное впечатление из-за окружающей разрухи. Миша пытался сфотографировать что-нибудь в лагере - не смог. Все очень мрачное. Вообще странная идея строить пионер-лагерь на кладбище. Места на берегу более чем достаточно.

24 июля, утро.

Ночью небо затянулось тучами, пока дежурные готовили завтрак на палатку упали первые капли дождя. Сначала их можно было буквально считать на слух, когда позвали к завтраку, дождь стал сильным, потом перешел в затяжную фазу.

Интересно, какая погода у основной команды на Чирко-Кеми.

Костя в первый раз самостоятельно дежурит, по этому поводу в геркулесовой каше не хватает некоторых продуктов (соли, сахара, масла), да и тучи разогнать дежурные не смогли. Если дождь не прекратится – придется посылать за Мишей один экипаж.

В водохранилище вода отлично прогрелась. Сейчас она кажется вообще как в ванне.

14.45. Дождь довольно сильный, идем встречать Мишу (Я с Олей и Гоша с Андреем). По дороге туда была высокая волна, большей частью боковая. Среди множества островов Лисьего архипелага трудно ориентироваться. Есть совсем узкие протоки. По дороге мы с Олей осмотрели отличную стоянку на острове Ключино.

В Красномайском закупили овощей и сладостей. В магазине есть все, что нужно туристу. Зашел в контору стекольного завода и узнал, что заводской музей работает (пнд. – птн. с 8 до 17 часов, перерыв с 12 до 13.) Заводской сайт (www.redmay.ru) содержит информацию о заводе, музее и фотографии продукции.

На мосту через Шлину встретили Мишу. Вышли из устья и с удивлением поняли, что волны как не бывало. Немного поплутав в шхерах, дошли до лагеря.

25 июля. Переменная облачность, тепло.

Позавтракали отличной манной кашей, сваренной Андреем и Гошей. (Накануне все были предупреждены, что ожидается каша хуже вчерашнего “геркулеса”.) Волна слабая. Будем переходить на осмотренную вчера стоянку. Отплыли в 12.30. На акватории волна оказалась сильная, чтоб не подставлять борт – шли галсами, ориентируясь на песчаный откос на длинном узком острове. Из за сноса дошли до его дальней, северо-западной оконечности, около которой находится населенный пункт Остров Лисий. Мы прошли между ним и населенным островом, дальше - проливами. Ориентироваться в шхерах очень трудно. Шел уже третий раз и не был уверен на 100 % в правильности пути.

Встали в 13.50 на западной оконечности остров Ключино. Со стоянки виден дом на населенном острове, из Красномайского туда прошел паром. Привез 2 или 3 машины с сеном. Паром тянет на тросе буксир.

В другую сторону открывается вид на Красномайский. На материке к северу от поселка - дорога и песчаный откос. Возможно, перейдем туда для походов в музей Красномайского стекольного завода.

17 часов. Пообедали и решили, что проще не плавать, а посмотреть в подзорную трубу. Разглядели коров и машину на берегу. Решили туда не ходить. На обитаемый остров снова прошел катер, на этот раз без парома.

26 июля. 18.20.

Сегодня мы с Надей дежурили по лагерю. После завтрака все остальные отправились в музей.

Сегодня несколько раз накрапывал дождь, несколько раз появлялось солнце. Ветер все время сильный, дует в сторону Красномайского.

Надя полдня не вылезала из воды и успела промочить всю свою одежду в первые же полчаса.

Я помыл каны, побездельничал, стал варить обед. Наконец в 16 часов у самой стоянки из-за мыса появилась RZ Кости и Леши. Через несколько минут появились остальные. Всем наплескало довольно много воды. Я снова раскочегарил костер. Подоспевшие дежурные довершили дело.

До и после обеда – солнце. Купались. Надя смело заходила в воду в спасжилете почти по шейку. Стояла уже еле-еле. Плавать не держась за чью-нибудь руку пока боится.

Нашим экскурсантам пришлось долго ждать окончания обеда. Поэтому в музей попала только одна смена. Петю в цех не пустили. (Детей туда вообще не пускают.)

Завтра, после часа отправляется в музей вторая смена: Гоша, Андрей, я, Надя и заодно Наташа.

С ужина заступаем на дежурство.

27 июля. Снова жарко. Штиль.

11.00. На 12 часов намечен выход второй смены в Красномайский. Сторожить байды будут Костя и Алексей. В лагере Оля, Петя и Миша.

15.45. Дамба ниже моста на Шлине.

Вернулись из музея. На осмотр цеха и экспозиции ушло около 2-х часов. Пока Гоша и Андрей ушли за молоком – есть время записать первые впечатления.

Территория завода выглядит заброшенной. Редко встретишь идущего человека, не говоря уж о шуме работающей техники. На путях стоит полуразобранный тепловоз.

В цеху выдувают стекло 5 мастеров, среди них одна женщина, делающая вазочки ручным (гутным) способом. Еще видели как делают плафоны, в том числе большие цилиндры для эскалаторов метро. Их формируют в металлических формах. Печь ванного типа. В ней 2 вида стекла: прозрачное и молочное. Готовые изделия загружают в специальный конвейер для медленного остывания.

В музее экспозиция помещается на втором этаже 2-х этажного здания. Один большой зал. Продукция от самой старой до перспективной. Мне больше всего понравилась выставка художника Коноплева. Он начинал как стеклодув и отлично чувствует материал.


Фотография с сайта Турбюро ОДИССЕЙ.

Надю в цех не пустили и они с Наташей ждали у музея. В музее нам подарили красивый каталог. В связи с новым директором завода ожидается подъем производства и расширение ассортимента. [Через несколько лет завод всё-таки закрылся.]

Костя вчера правильно сказал, что это культурное мероприятие – отличное дополнение к походу. Кстати, все это в двух шагах от места разборки байдарок при походах по Шлине.


Фотография с сайта завода.

Вчера был интересный эпизод: уже все отплыли, остались только мы с Надей, припозднившиеся Леша с Костей и тапочки на пляже. Их (тапочки) на всякий случай загрузили в байду. Оказалось – это Оля отправилась на экскурсию босиком. Очень она радовалась нашей сообразительности.

18.30. Наш лагерь.

Когда возвращались – поднялся небольшой ветер. Дошли без приключений. Оля и Миша уже приготовили обед, который и прошел в приподнятом настроении. К чаю ветер настолько усилился, что сорвал тент. С востока появилась черная туча. Дождь так и не пошел, зато прибрали все разбросанные по лагерю вещи и продукты. Через некоторое время снова вышло солнце.

Из поселка привезли 3 бутылки молока, кило творога и вкусный ароматный батон.

В поселке нас часто спрашивали: не боимся ли мы плавать на байдарках? (Мы отвечали, что нет. Весной на водохранилище утонули двое байдарочников.)

Гоша и Андрей узнали, что на обитаемом острове проводят эксперименты с болезнями коров.

Народ занялся плавкой свинца, найденного вокруг кострища. Главный сталевар – Михаил.

28 июля. 16.50. Остров Захарин Бор.

Сегодня утром снялись со стоянки, прошли шхерами и распрощались с Лисьими островами. После этого пришлось искать Гошу с экипажем, они вышли раньше всех с условием встретится на выходе из шхер. Нашли их в километре – двух от места, сказали, что они не правы и легли на курс к Захарину Бору. Ветер слабый, попутный. Облачность переменная. На островах масса цапель.

При усиливающимся ветре высадились недалеко от восточной оконечности острова. Со стоянки видны Лисьи острова и Вышний Волочек. На стоянке 4-метровый песчаный откос, длинной метров 100. С краев его можно подняться наверх. Лес сосновый, без подлеска, только у края обрыва стайка сосенок не выше человеческого роста. На земле мягкий мох, правда с большим количеством шишек. Брусника почти созрела.

Сейчас на небе сплошные облака. Сильный ветер с моря (северный). Волны с барашками.

Вокруг лежит множество вершин от здоровых сосен. Бревна забрали, а вершины с ветками – бросили. Несмотря на сквозной ветер – не холодно. (Температура около 20 градусов.) Костя и Леша готовят обед. Ужин видно будет поздним.

18.10. Прогулялся по острову. Рельеф бугристый. Похоже, Захарин Бор – самый красивый остров Вышневолоцкого моря. Обед состоялся под дождем.

21.42. Погода снова солнечная. Ветер ослабевает. Скоро ужин. Будут лисички с картошкой. Ходили гулять по острову и набрали еще лисичек. Видели чью-то нору диаметром сантиметров 20 (свежевырытую).

29 июля. Захарин Бор. Солнечно. Ветер северный. 25 градусов.

Отвезли Гошу, Мишу и Андрея на берег Новотверецкого канала (полчаса ходу), они пошли гулять по городу. Потом погуляли по острову. Набрали еще лисичек. На обед сплошные грибы.

30 июля. 20.20. Стоянка на Рвянке. С самого утра полный штиль.

Сегодня дежурные встали очень рано и в девятом часу уже раздавали кашу. Они спешили не зря. Сегодня Гоша с Андреем, Миша и Оля с Петей возвращаются домой. В 11 часов они простились с нами (Лешей, Наташей, Надей, Костей и Алексеем) и отправились к мосту Новотверецкого канала.

Мы тоже собрались в путь. Направляемся в пролив между Захариным Бором и материком. Планируется войти в залив Рвянки, где встать на ночевку. По возможности пешком разведать путь через Рвянку и Садву к озеру Шитово. Этот путь возможно использовать для заброски на Шегру и Тверцу.

Итак, мы прошли мост у деревни Рвяница. Там же расположена охотбаза “Лесная”. Рвяницкий залив мелкий, заросший белыми лилиями. Берега болотистые. Фарватер обозначен вешками с кусками пенопласта. сами не заметили, как вошли в Рвянку.

Канава Рвянка имеет ширину – метров 10 и глубину не меньше трех. Течения не заметно. Препятствий нет. Пригодное для стоянки место нашли только одно на правом берегу, в смешанном лесу. Пошли дальше приговаривая “Если что – вернемся”. В небе парят две хищные птицы, кажется Канюки. Впереди показался конец канавы и река Садва, в которую и вошли с криком “Ура!”. Возможно по Садве еще ни кто на байдарке не ходил.

[Осенью в "Вольном ветре" нашлась статья о майском походе по Садве. Ее можно посмотреть здесь или здесь ]

По Садве повернули налево (вниз), ширина реки – метров 8. Течение слабое. Вскоре появился характерный шум падающей воды. Через несколько сот метров после входа в реку мы уперлись в плотину. Перепад, метра 2 – 3. [В Регистре гидротехнических сооружений она называется "Порог на реке Садва".] Плотина сложена из валунов (видимо в 19 веке). Берега болотистые, стоянок нет.

Решили дальше сегодня не ходить, однако осмотр показал, что река ниже плотины проходима (ширина – метров 5, глубина около полуметра, течение не очень сильное.) Обнос плотины прямо по самой плотине. Поели черной смородина на правом берегу и пошли назад к лодкам. Решили поискать стоянку вверх по Садве. Прошли километра полтора. По берегам – сплошные болота. Река сузилась до 5 метров. Развернуться было трудно. Почти вся поверхность воды в Садве выше Рвянки покрыта желтыми кубышками. Вода (в отличие от Рвянки) – холодная. Видно множество мелкой рыбы. Садва – река без берегов (сплошные болота), не нашли стоянки, вернулись на ранее присмотренную в Рвянке. До ровной площадки на стоянке пришлось отойти от воды метров 100. Пока шли – комаров не было. На стоянке – появились. Разгоняли их дымом костра, потом забрались в палатку.

Сегодня самый большой ходовой день за весь поход. (Около 15 км.) Все устали.

31 июля. 10.55. Тепло. Переменная облачность.

Решили, что с Садвой все ясно и идти туда не хотим. Идем на нашу стоянку у церкви, что бы поесть черники.

17.15. Стоянка на южном берегу Вышневолоцкого водохранилища. Дождь.

Дошли до деревни Рвеница. Купить молока не удалось. Единственная корова (у тети Люси из зеленого дома) уже все молоко раздала. Автолавка приезжает в деревню по вторникам. Платежеспособное население ее как раз поджидало на тетелюсиной заваленке. По субботам автолавка приезжает на ближайшие дачи. Автобусного сообщения нет.

Отплыли, но выйдя на море, поняли, что до намеченной цели против сильного ветра не пробиться. Решили идти направо, вдоль южного берега водохранилища и искать стоянку. За спиной, над устьем Цны - сильный дождь. Прошли скопление низких островов. Сразу после свернули в узкий пролив, ведущий к хвойному лесу на берегу. Пролив сузился до 2 – 3 метров и за очередным поворотом мы вдруг увидели заводь с небольшим выходом на поляну под соснами. В этой заводи дрейфует плавучий остров с ивняком. Встали.

На обед суп с овощами такой густоты, что мы назвали его супом “Садва”. Из-за дождя чай допивали все вместе в нашей палатке.

Стоим на бугорке, окруженном моховым болотцем. Дальше лес с черникой, потом вырубка, перед ней проселок. Направо и налево вдоль берега можно пройти через сухие болотца. Прибрежные бугры идут один за другим. Соседние не имеют выходов к воде, а через один на восток – выше других и с несколькими пляжами. (Там палатка и машина.) Я ходил по лесной дороге на восток и дошел до кладбища, имеющегося на нашей карте. Все равно, где точно мы стоим – сказать не могу.

Острова и берега на местности часто не похожи на нашу карту. Здесь много плавучих берегов и островов. Наш пролив тоже имеет плавучие берега, колыхающиеся на сильной волне.

1 августа. Дневка. Переменная облачность, временами ветер. Не течет, не печет.

Костя и Леша сегодня пошли смотреть город. Наташа и Надя с утра ходили есть чернику, голубику и малину на соседний бугор. После обеда я тоже приобщился.

Потом катались на байде по ближайшим окрестностям. Я сплавал на соседнюю стоянку, которую нашли вчера с берега. Сегодня там пусто, автомобилисты уехали. Обратно возвращался против ветра с большим трудом. При входе в наш заливчик сорвал странные растения, Наташа определила, что это семена болотного ириса. Потом сама Наташа поплыла на ботаническую экскурсию. Обратно вернулась, толкая перед лодкой целый плавучий остров с приглянувшимися ей папоротниками. Потом поплыли мы с Надей. Потом я с фотоаппаратом. В результате все утомились: Надя заснула, остальные – проголодались.
По возвращении Костя с Лешей гордо демонстрировали сувенир – красномайскую вазочку.

2 августа. Экскурсия в Вышний Волочек. Солнце, тучи, ветер, дождь.

Костя отвез нас (Лешу Лапина, Наташу и Надю) к Новотверецкому каналу. В 12.40 сели в автобус N 9 до города.

В первую очередь решили посетить магазин “Рубин” Красномайского завода, но немного ошиблись и попали в магазин “Школьник”, где и купили книжку Чапека. Потом через проходной двор прошли на проспект Советов, где и нашли “Рубин”. И нас не избежала чаша сия. Купили сувенир в виде увесистой рыбы за 27 рублей.

В соседней кулинарии поели пирогов и рыбник с мойвой, выпили на площади квасу и съели мороженное. Здесь же сфотографировали памятник Венецианову, рисующему крестьянскую мадонну.

Следующий пункт нашей программы – Казанский женский монастырь, расположенный на восточной окраине. Туда решили ехать на автобусе. Надо сказать, что автобусные остановки в центре города никак не обозначены. Просто стоят люди у киоска или под одним из многочисленных железных козырьков и чего-то ждут. Спросили мы тетю у торговых рядов, тоже застывшую в ожидании. Она нас послала к драмтеатру на четвертый автобус. Подождали его минут 20, загрузились, но кондукторша нам сказала, что “четверка” не идет к монастырю, а садится надо на “шестерку”. Вылезли и побрели снова к рядам, там умудрились потеряться, но через несколько минут благополучно встретились. Водитель “шестерки” при радостном поддакивании коллеги сказал, что ни проспекта Советов (может переименовали), ни монастыря (может это там где пивная была) он в городе не знает и что в указанное на карте место идет “десятка”. Заглянули в расписание, убедились, что ждать целый час, плюнули и пошли пешком. Между прочим, проспект Советов начинается метрах в 200 от центра, это здесь стоит “Рубин”, идет она через весь город и таблички на каждом доме. По дороге попадаются красивые деревянные дома. Нас обогнала “четверка”. Хотели мы посмотреть, как валяют валенки (прельстились вывеской у дороги), но нам сказали, что сейчас обед, “да и после до вечера валять не будут”. Свернули на ул. Парижской Коммуны, осмотреть старинный шлюз, обозначенный на карте, но его не обнаружили. Прошли вдоль канала (ширина метров 20, течения нет) до железнодорожного моста (ул. Линейная). Места отнюдь не туристические. Канал весь подернут ряской и плавает в нем …, что там только не плавает! По берегам широченные мостки. Как мы позже рассмотрели, это местная модификация прачечных самообслуживания (мыло свое, стол и вода – казенные). По шпалам вернулись на проспект Советов. Здесь он уже не мощенный, а просто узкая деревенская улица. Через квартал перешли на ул. Володарского.

Монастырь уже совсем близко. Знакомый водитель “шестерки” (ну и краевед) улыбается и машет нам из кабины, как старым знакомым.

Сфотографировали панораму монастыря. Нас обогнала “десятка”.

Пошел дождь, долго звонили у ворот монастыря, хмурая привратница наконец вышла, но не пустила нас потому что: “Нечего тут смотреть, наш монастырь еще реставрируется, а на службу приходите в субботу или воскресенье”. Отметая подозрения надо сказать, что на Наталье была юбка до пола и платочек.

Пошли мы обратно (поближе к знакомой кулинарии). Словоохотливая тетушка на остановке, а потом в автобусе рассказала, где какие церкви есть в городе, а так же, что краеведческий музей уже 15 лет на ремонте. (Он в центре, прямо напротив драмтеатра.) И еще, что единственный шлюз в городе сохранился на Бейшлоте (и рассказала, как туда пройти – между Осташковской улицей и Бейшлотской набережной.) А часовня, в которой была пивная, действительно есть и даже действующая (на пересечении “Паркомунны” и пр. Советов.)

Потом оказалось, что самой интересной частью города является местность к западу от центра, между Цнинским каналом и р. Цна и севернее Цнинского канала. Это город 19 века с деревянными и каменными домами преимущественно в 2 этажа. Все это в живописном запустении, кое-где поросло осокой и камышом. Местами гранитные набережные напоминают Питер. По каналам плавают спортивные байдарки и каяки. Дошли и до Бейшлота. Сейчас это называется Новоцнинской плотиной. (Весьма живописное сооружение из дерева и гранита.) Перепад – метра 2-3. Протока, где д.б. шлюз засыпана. По плотине движение только пешее. Что бы не ездили машины на мостовую набросаны валуны. [Бейшлот – плотина с подъемными заслонками.] Для подъема заслонок имеется лебедка, передвигающаяся вдоль плотины по рельсам, а чтобы кто попало ее не двигал – колеса заклинены палкой.

Посмотрев все это, с чистой совестью вернулись к торговым рядам и сели на “девятку”, отправлением 18.00. Доехали до остановки “Кладбище” и через него прошли на нашу рвяницкую дорогу. Тут снова пошел дождь. Спасибо – водитель “Запорожца” подвез нас и мы благополучно вернулись в лагерь.


Фотография с сайта Турбюро ОДИССЕЙ.


Фотография с сайта Турбюро ОДИССЕЙ.

Кстати, городской сайт www.volochek.ru.

4 августа. 19.08. Электричка Тверь – Москва (отправлением 19.17.)

Вчера с завтрака до обеда ели чернику. После обеда собрались и отплыли на Новотверицкий канал в 18 часов. На море сильная волна. Местами захлестывало. Дошли благополучно. Стали выбирать место стоянки и выгрузки, а в это время наша байда благополучно уплыла. Пришлось мне раздеваться и лезть в совсем не теплую воду. Перегнал судно в бухточку, где меньше ветра и ближе лагерь. Костя причалил на пляже в истоке канала. Вечером подсушили и разобрали лодки. Посмотрели последний походный закат.

Сегодня проснулся пораньше, приготовил завтрак. Уложились и перетащились на остановку. Погода жаркая и безветренная.

Проще влезть в автобус в сторону Зеленогорского. Поселок действительно находится на зеленой горе. Здесь расположен завод ферментных препаратов. Народ живенько стал обсуждать, как бы и туда попасть на экскурсию.

На конечной Наташа пошла посмотреть архитектуру местной остановки и ознакомится с ассортиментом киоска. А в это время автобус тихо завелся и тихо пошел. Пришлось жать на кнопку и кричать, что человека забыли.

В центре Вышнего Волочка пересели на “двойку” до ж. д. вокзала.

В 16.06. загрузились в электричку. В Твери пересели на московскую, народу в обоих немного. До Твери Надя спала. Остальные рассматривали купленные в Волочке открытки и читали книги.

Скоро будем дома. Наш второй детский поход вполне удался. Погода, команда и маршрут нас не подвели.

Надеемся, что в следующий раз к нам присоединится семейство Парамошиных.

Выходили на Петровско-Разумовской через свежеоткрытый КПП (достроили в наше отсутствие.) Выяснилось, что нормальные люди ходят через лестницу, которую еще не закрыли, но мы-то, конечно полезли с рюкзаками и ребенком через неисправный турникет, который всех, не взирая на билет прихлопывает. Москва, чтобы не расслаблялись, сразу в ритм вошли.