Детский поход 1999 года.

Мемуар Алексея Лапина.

Волга: Савелово – Клетинский бор – устье Дубны – г. Дубна.

Вот и настал очередной этап в наших путешествиях – дочке – Надюшке 1,5 года и можно брать ее с собой в разные интересные места. До общего похода на Кереть правда дело не дошло (все таки мы не такие авантюристы). Вообще мы посмотрели в умную книжку и прочитали, что 2-летних детей уже можно брать в байдарочный поход (только переходы делать не более 2 часов.) Разницу в полгода, конечно проигнорировали. Ну очень хотелось.

Компаньонов с другими детьми найти не удалось, правда мы искали довольно вяло. Кроме членов своей семьи взяли мою коллегу Лену Ланскую. Байдарки “Таймень - 2”: Наша “Ундоша” и лодка, взятая у Игоря.

Лето в тот год стояло жаркое. С самого мая в Подмосковье не выпало ни одного дождя. Первоначально планировался поход по восточной части Московского моря, от Конаково в сторону Дубны, но пожарные закрыли окрестности Московского моря для любых посещений т. к. боялись лесных пожаров. В результате пришлось переходить к запасному варианту, где леса у воды почти нет. Я ездил на Савеловский вокзал и спросил там у дежурного сержанта милиции об открытости окрестностей Савелово. Он сказал, что сам там живет и все знает, потом рассказал, что от Дубны до устья Медведицы все открыто. так я узнал, что путь свободен.

Старт

Выход был запланирован на начало августа, причем он откладывался на 3 дня по причине болезни Нади. В ночь перед стартом в Москве был сильный дождь. Под дождем перетаскивали вещи из дома на платформу Окружная. Под дождем грузились в савеловскую электричку. Дождь кончился только на подъезде к Дмитрову, причем там и дальше его вообще не было. Доехали до Савелово без приключений, перетащились на лестницу на набережной Волги. К вечеру собрали суда, закупили крупу и хлеб в местных магазинах, погрузились. После отплытия услышали, что мальчишки кричат нам с берега, что мы забыли сумку с “каким-то молоком”. Действительно вернулись и забрали запас детского молока. (Кто осматривал стоянку ???) Переплыли на пляж на другой стороне Волги. После краткой остановки двинулись вверх по Волге при слабом попутном ветре. Судоходство по Волге довольно интенсивное, как грузовое, так и пассажирское. Правда на пассажирских теплоходах народу видели немного. Немного отплыв стали искать стоянку. Берега безлесные. Часто попадается населенка. Уже в сумерках встали на левом (по ходу) берегу, очень уставшие наскоро поели и пошли спать.

Клетинский бор

Утром снялись и отправились искать настоящую стоянку. Потенциальных стоянок всего 2. Клетинский бор на левом (по ходу) берегу с высоким откосом и ограниченный с двух сторон детскими лагерями. Дальше стоянка в устье Дубны. Оба места известны мне по предыдущим походам. По Дубне я ходил раза 2 или 3. В первый раз стояли в устье Дубны. Когда потом ходили вдвоем с Томой стояли в Клетенском бору. Через час причалили в ближней части Клетинского бора. Здесь как раз берег не выше 3 метров, рядом [пионерский] лагерь, а с другой стороны овраг, препятствующий проезду автотуристов. За оврагом их на выходные набилось как сельдей в бочке. В пятницу поздно вечером прошел микроскопический дождичек, но полвина автотуристов сразу снялись и скрылась с глаз. Стояли около недели. Гуляли по бору, катались на лодках, ставили парус из упаковки, загорали. Погода жаркая.

Как-то раз вдруг подходит к нам дама на каяке и начинает нас выспрашивать о своих знакомых. (Мы их не видели.) Потом пошла искать их по берегу. (Не нашла.) Потом мы стали ее кормить обедом и оставлять у себя. Звали даму Ольгой. Она нам рассказала, что она из Подлипок. Член местного турклуба. Построила свой каяк сама. В этот раз собиралась в поход по Дубне с друзьями, но не смогла закончить в срок свои дела. Вышла одна на день позже, прошла всю Дубну за день и теперь ищет друзей. Как позже выяснилось она их обогнала и не заметила. Друзья потом нашлись и постояли пару дней с нами. Ольга ходит в синем каяке и синей куртке, а в этот раз надела еще и синюю кепку. Из-за кепки друзья ее и не узнали. Мы покатались на Олином каяке и потравили байки с новыми знакомыми. Потом они ушли в Савелово, в [пионер-]лагере началась очередная смена и мы тоже стали собираться.

Устье Дубны

Часовой переход прошел без приключений. Мы прибыли в устье Дубны. Здесь длинный полуостров. Лужки и перелески. За заливом – деревня. Встали на самом мысу. Место тихое. местные сюда не заходят, хотя имеются явно рыбатские кострища. Один раз приплывал на лодке рыбак, продал нам за 15 рублей свой ночной улов – около 10 плотвичек и судака.

До собственно устья около 1,5 км. Мы ходили куда гулять. Выяснили, что на пляжах разбросано множество окаменелостей и черепков старой керамики. Я нашел место, где мы когда-то стояли. Это самый первый лужок от устья Дубны. Кончилось детское молоко и мы с Наташей ходили на байдарке в Дубну, закупили молока, сладостей и фруктов. Очень цивильный городок. Все красивое и аккуратное. До Дубны от нашей стоянки ровно 4 поворота. Ходить по Волге на байдарке довольно скучно. Очень медленно меняется пейзаж.

Для развлечения плавали в залив, где довольно узко. Все заросло кувшинками, попадаются острова и узкие проливы. Вошли в маленькую речку. Вскоре она стала совсем маленькой. Решили идти до последнего. Ширина – метра 3. Глубина – около метра. Заметное течение. Проходишь очередной поворот и видишь, что можно продвинутся еще метров на 15. Очень увлекательное занятие. Уперлись наконец в завал. Развернутся не смогли, сдали метров 20 до более широкого места, там с трудом развернулись и пошли назад. Всем советую повторить – очень клево.

По Волге ходят довольно много парусных туристов. Видели катамараны “Простор”, которые с трудом шли вниз по реке против ветра, экспедицию московского морского юнкерского корпуса, около нас в устье ночевали две больших посудины. Иногда проходили разные яхты, видимо из Дубнинского клуба.

(Иллюстрация из книги: Феликс Квадригин. На байдарке.)

Возвращение

Ну вот и домой пора. Ветер советует нам идти в Дубну. Правда там до станции дальше, чем в Савелово. Пришли в Дубну и встали у яхт-клуба. Собрались. Когда перетаскивали вещи пошел ливень, сильный но теплый. Сели на электричку (, а ведь могли бы и не успеть.) К вечеру были дома. Хороший получился поход. Может быть в Карелии было бы больше приключений. Но наша дорога в этот раз – на Волгу. Кончился наш перерыв в летних походах. (Мы пропустили всего 1.)

Написано в декабре 2000 - январе 2001 г.г.